Как внедрить систему управления продажами, сделав ее эффективным бизнес-инструментом
Современные CRM-системы представляют собой мощный инструмент для оптимизации бизнес-процессов предприятия, который позволяет своему владельцу ощутимо увеличить свою прибыль. Оптимизация бизнес-процессов является одним из самых эффективных способов увеличения дохода и снижения издержек. Также автоматизация бизнеса на базе 1С является одним из важнейших условий успеха организации независимо от ее структуры, масштабов и сферы деятельности.
Юридическое сопровождение бизнеса способно предоставить исключительный комфорт и избавить от немалых проблем, связанных с неправильным толкованием законодательства. Для того, чтобы выявить ошибки и недочеты в деятельности фирмы, оптимизировать расходы, повысить производительность бизнес-процессов и оценить соответствие деятельности законодательству, можно заказать профессиональную аудиторскую проверку.
Разработка маркетинговой стратегии позволяет оценить состояние организации и конкуренцию на рынке, что, в свою очередь, способствует увеличению объема продаж. Сотрудничество с опытной консалтинговой компанией является возможностью оптимального решения сложных бизнес-задач. Чтобы заказать услуги консалтинга, можно обратиться к профессионалам с хорошей репутацией.
В условиях кризисных времен, которые российская экономика продолжает претерпевать уже не первый год, выживание изо всех сил и пересмотр приоритетов стали периодом больших возможностей. Конкуренция на сегодняшний день достигла своего апогея. Для того чтобы обеспечить стабильную прибыль, необходимо создать грамотную и прогрессивную систему управления продажами, где одного профессионализма сотрудников отдела сбыта уже недостаточно, а все элементы механизма должны быть правильно выстроены, эффективны и современны. Ключевыми аспектами здесь выступают высокая мотивация персонала, работа с целевыми клиентами, а также стратегическое планирование и полная автоматизация процессов при помощи CRM-систем. Применение CRM-системы для управления продажами может значительно улучшить механизм наращивания дохода.
Управление продажами – это сложный процесс на предприятии, который требует использования комплексной и многоплановой системы подходов. Для успешного управления продажами в компании требуется эффективное мотивирование персонала, усовершенствование бизнес-процессов и тщательный анализ рынка.
Несмотря на то, что управление продажами является очень важным аспектом жизни предприятия, существует отсутствие единого подхода к данному вопросу. Некоторые считают, что главная задача – это мотивации людей, отвечающих за реализацию продукта, другие убеждены, что процесс продажи требует тесного взаимодействия с каналами сбыта, а некоторые уделяют большое внимание автоматизации взаимодействия с клиентами. Важно подчеркнуть, что эти подходы являются взаимосвязанными и комплексное применение их приведет к значительному увеличению прибыли.
Однако, следует отметить, что эффективное управление продажами – это залог не только успешной работы компании, но и ее существования. Статистика показывает, что до 60% компаний, которые не имеют эффективной системы управления продажами, закрываются в течение первых трех лет.
Для того чтобы быть эффективным, процесс управления продажами должен быть целостным и объединять многочисленные элементы. Среди этих элементов могут выделяться определение целевой аудитории, работа с каналами распределения, управление каналами, организация и управление отделом продаж, управление взаимоотношениями и корректировка системы продаж.
Следует отметить, что данная теоретическая модель гарантирует предприятию увеличение прибыли и процветания на рынке. Но на практике не все компании могут воплотить ее полностью. Российские руководители комментируют, что обычно выбирают в качестве ключевых несколько позиций и фокусируются на них. Тем не менее, интерес к управлению продажами в бизнес-сообществе растет, и планирование продаж, повышение профессионального уровня специалистов и автоматизация процессов становятся необходимыми инструментами.
Автоматизация является необходимым требованием нашего времени. Современное управление продажами предполагает многочисленные процессы с большим объемом данных, которые требуют детального анализа и сравнительного анализа, а также обмена информацией. Чтобы обеспечить оперативность, точность и максимальную сохранность данных, компании внедряют CRM-системы, которые являются прикладными программами, автоматизирующими стратегии взаимодействия с клиентами. Это позволяет повысить уровень продаж, оптимизировать маркетинг и сохранять историю взаимоотношений для последующего анализа результатов.
Преимущества применения CRM-систем также включают ведение единой стандартизированной базы контактов, оценку качества работы отдела продаж в любой момент времени и анализ эффективности работы с запросами и входящими звонками. Они также позволяют анализировать слабые стороны процессов и разрабатывать стратегии развития.
Для автоматизации рутиных операций в области управления продажами создан класс систем, называемых SFA (Sales Force Automation System) или SFMS (Sales Force Management System). SFA автоматически регистрирует все этапы продаж компании, отслеживает контакты с активными клиентами и выявляет потенциальных. Эта система, как правило, поставляется как элемент CRM в мировой практике. Наиболее развитые SFA-системы позволяют клиенту на месте смоделировать продукт, удовлетворяющий его потребности, например, в автомобильной промышленности подобрать желаемый цвет и интерьер.
SFMS является системой управления продажами, которая создана для того, чтобы сделать процесс продаж максимально прибыльным и эффективным. Эта система автоматически составляет таблицы, диаграммы и графики, которые позволяют менеджеру быстро отслеживать изменения и реагировать на них. SFMS также делает возможным проведение маркетинговых исследований для определения лидеров рынка, тенденций в продажах, поведения клиентов и т.д. Благодаря единой системе также можно координировать работу географически распределенных подразделений и филиалов фирмы. Это повышает производительность труда сотрудников отдела продаж, эффективно использует рабочее время, достигает оперативности в реагировании на запросы клиентов, а также дает возможность оценивать внешнюю среду, заниматься прогнозированием и стратегическим планированием.
Несмотря на все преимущества автоматизации процесса управления продажами, при внедрении могут возникнуть проблемы. Важно обучить персонал пользоваться системой и определить функциональные обязанности каждого сотрудника. В каждом проекте также должен быть ответственный менеджер, который будет координировать все стороны, оценивать риски, заниматься анализом и урегулировать все «острые углы».
CRM-система – это мощная инструментальная база для управления продажами, которая значительно упрощает работу с клиентами и оптимизирует бизнес-процессы. Но чтобы внедрить эту систему, необходимо соблюдать ряд этапов. Рассмотрим их подробнее.
Первый этап – планирование. На данном этапе необходимо определить цели и задачи внедрения CRM-системы, выявить связь между проблемами в общении с клиентами и организацией системы управления, составить план внедрения отдельных модулей и блоков системы и назначить ответственных за систему лиц.
На втором этапе, который называется оптимизация бизнес-процессов, необходимо составить список функций, которые необходимы в работе с клиентами, распределить их по отделам и конкретным работникам и наладить контроль. Такой анализ позволит увидеть «провалы», дублирования и бесконтрольные участки, тормозящие развитие бизнеса. Важно также провести разъяснительные беседы сотрудникам и постараться привить единую CRM-идеологию.
Третий этап – оптимизация системы коммуникаций в рамках ключевых бизнес-процессов. Максимум усилий компании направляется на создание единой сети коммуникаций, обеспечивающей общий доступ к базам данных. Важно позаботиться о мощностях рабочих станций, которые обеспечат передачу больших объемов информации и обработку большого числа запросов.
На четвертом этапе – создание клиентской базы данных – необходимо внести характеристики активных и потенциальных контрагентов, разделенные на группы по наименованиям, фамилиям, должностям контактных лиц и т.д. Перед внесением в базу следует исключить дублирующие данные.
Пятый этап – выбор ПО. Не существует универсальной CRM-системы для управления продажами, поэтому необходимо соотнести возможности ПО с задачами компании. При выборе программного комплекса следует учитывать его функционал и цену. Выбирать ПО должна группа экспертов из числа специалистов разного профиля во главе с представителем руководства.
Шестой этап – внедрение ПО. Обычно этот этап берет на себя компания-разработчик, но сотрудникам предприятия полезно принять участие в процессе для получения опыта. Программный комплекс адаптируется к условиям конкретной компании, а знания, полученные первыми пользователями, являются практически уникальными. Для того чтобы не потерять их, следует подготовить детальную инструкцию по использованию CRM для каждого сотрудника.
Седьмой этап – оценка эффективности системы управления продажами. На данном этапе оценивают способность внедренной системы помочь в достижении целей и соответствовать стратегии развития бизнеса. Наиболее распространенными критериями являются: степень лояльности клиентов и эффективность взаимоотношений с ними, количество сделок, число отказов, прибыльность и т.д. Оценить эффект от использования CRM-системы можно и через показатели снижения трудозатрат, рост работоспособности и повышение процента удержания клиентов.
Это общие рекомендации по внедрению CRM-системы для управления продажами. Вместе с тем, у каждой компании есть свои особенности, и для внедрения CRM-системы требуется собственная схема. Однако соблюдение этапов, указанной выше, будет полезным для всех компаний.
Подход многих руководителей к созданию эффективной системы управления продажами может привести к ненужным рискам. Они сами работают над этим процессом и выбирают CRM на основе стандартных модулей. Это может привести к проблемам с интеграцией, техническим сбоям и затягиванию сроков.
Руководитель практики «Построение системы продаж» компании КСК групп, Сергей Шевченко, предлагает обратиться за помощью к профессиональным консультантам, чтобы сэкономить время и ресурсы, получить готовый продукт, а также обученную команду продавцов.
По словам Шевченко, профессиональный подход гарантирует решение, которое на 100% будет соответствовать задачам и потребностям фирмы. Четко выстроенная система продаж может помочь повысить продажи в короткий срок, что было продемонстрировано на примере проекта компании КСК групп, который увеличил оборот заказчика с 5 до 6 млрд. руб., за год.
Шевченко отмечает, что услуги консультантов обычно окупаются в считанные дни, поскольку настройка занимает в среднем три месяца, а продажи начинают возрастать почти сразу. Кроме того, специалисты КСК групп устраняют возможные ошибки и проводят интеграцию с внешними базами данных, электронной почтой, телефонией. Компания гарантирует полное техническое сопровождение.
Консультанты КСК групп также акцентируют внимание на том, что всегда проводят анализ целей фирмы клиента, ее положения на рынке и перспектив, и только после этого подбирают те решения, которые будут реализованы в разумные сроки и максимальной отдачей.
КСК групп - это аудиторско-консультационная компания, предоставляющая услуги по юридическому, налоговому и стратегическому консультированию, а также занимающаяся аудитом и оценочной деятельностью. Компания специализируется на работе с частным бизнесом.
Фото: freepik.com