Работа мерчандайзером: краткий обзор специальности
Мерчендайзер – это специалист сферы маркетинга, ответственный за организацию продаж. В своей работе мерчендайзер занимается продвижением отдельного товара или продукции конкретного бренда. Если придерживаться норм русского языка, то следует писать «мерчандайзер» вместо «мерчендайзер».
Рассмотрим, что включает в себя работа мерчандайзера в магазине. Он занимается анализом конкурентов, разрабатывает меры для увеличения продаж, создает оптимальный вариант размещения товара на прилавках. Также мерчандайзер проводит работу по дизайну витрин и выкладке товаров, что в свою очередь привлекает покупателей и увеличивает продажи.
Работа мерчандайзера подходит людям, которые обладают следующими качествами: творческий подход, высокая коммуникабельность, умение находить выходы из сложных ситуаций и быстро принимать решения. Если вы имеете данные качества, то работа мерчандайзера может быть подходящим вариантом для вашей карьеры в маркетинге.
Мерчандайзеры – важное звено в продажах, хотя не все до конца понимают, что они делают на работе и какие у них обязанности. Эта профессия появилась в прошлом веке, но ее функции были актуальны с самого зарождения торговли. Мерчандайзеры поддерживают стимулы для сбыта, но это не означает, что они работают с покупателями. Скорее наоборот – они организовывают эффективное взаимодействие потребителей с продукцией.
В работе мерчандайзера важно сбалансировать пять основных элементов: товар, местоположение, время, объем и стоимость. Они грамотно подбираются, чтобы увеличить объем продаж. Следовательно, найм правильных мерчандайзеров – залог успешности магазина.
Возможно, кажется, что выкладка товаров является главным элементом работы мерчандайзера, но это не совсем так. Этот процесс скорее центральный элемент, конечная стадия работы. Для того, чтобы рационально распределить продукцию, необходимо научиться понимать, как местоположение товара влияет на потребителей. В связи с этим основные обязанности мерчандайзера также включают:
- Изучение покупательского интереса, выявление целевой аудитории, анализ потребительского поведения и других факторов, которые могут повлиять на спрос.
- Формирование и поддержание ассортимента товаров на основе данных, полученных в результате анализа.
- Конкурентный анализ, чтобы заметить изменение интереса покупателей к товару.
- Отчетность для демонстрации своих успехов и вклада в маркетинговую цепь.
Контроль в этой области, как правило, возлагается на супервайзера по мерчандайзингу. Если мерчандайзер хочет продвинуться на службе, ему необходимо больше уделить внимания аналитике и отчетности. Отличный мерчандайзер может возглавить свою команду в будущем.
Рабочие варианты для торговых мерчандайзеров
Для того, чтобы понять, как торговый мерчандайзер достигает своей основной цели, необходимо рассмотреть возможные варианты его работы.
Работа торгового мерчандайзера необходима преимущественно в гипермаркетах и супермаркетах. В некоторых случаях его могут закрепить за определенной торговой точкой, и тогда этот специалист будет считаться стационарным мерчандайзером. Если же он перемещается от одного магазина к другому в течение рабочего дня, то он считается мобильным мерчандайзером. Но такой человек не обязательно может работать без ограничений - в большинстве случаев описание вакансии мобильного мерчандайзера содержит указание на торговую сеть и географию его присутствия.
В зависимости от подхода к основным функциям могут быть выделены следующие типы мерчандайзеров:
- Технический мобильный или стационарный мерчандайзер. Его работа заключается в размещении продуктов на полках. Он может работать как в одном магазине, так и перемещаться по сети.
- Визуальный мерчандайзер. Он создает атмосферу, знает, что вид товара - это только вершина айсберга. Если дополнить картину композицией из мелодий, ароматов и освещения, можно вызвать более сильное желание к покупке. Такой человек находится чаще всего в одном магазине, создавая в нем уникальную атмосферу.
- Перекрестный мерчандайзер. Он формирует тематические зоны для своих продуктов. Для этого необходимо анализировать, вместе с каким товаром покупают данный продукт (например, хлеб - поближе к маслу).
График работы мерчандайзеров обычно очень гибкий, предусматривающий частичную занятость в различных форматах. Один мерчандайзер может работать неполный рабочий день, другой предпочитает трудиться несколько смен в неделю, третий - по графику 2/2, а четвертый - только по выходным.
Основные требования работодателей к мерчандайзерам
Одним из преимуществ сферы деятельности мерчандайзеров является то, что для этой работы не требуется наличие высшего образования. Также список требований соискателей на эту должность от работодателей не является переполненным и включает следующее:
- Гражданство Российской Федерации или наличие официальных документов, позволяющих работать на территории страны (например, патент, разрешение на временное проживание или вид на жительство).
- Наличие медицинской книжки.
- Физические навыки: хорошая выносливость, расторопность и возможность проводить всё рабочее время на ногах.
- Личные качества: внимательность, коммуникабельность, понимание психологии, энергичность и готовность учиться.
Даже без опыта работы мерчандайзер может рассчитывать на трудоустройство, если он готов пройти стажировку и погрузиться в дело. Работодатель ценит дисциплину и ответственность соискателя, а все остальное приходит с опытом.
Студенты часто интересуются вакансиями мерчандайзера на выходные дни, на неполный рабочий день или с графиком 2/2. Это замечательная возможность зарабатывать без ущерба учебе. Независимо от того, изучает ли человек маркетинг, это также может стать полезной практикой и стартом для строительства карьеры в будущем.
Статья "Зарплатный вопрос"
Журнал "Сегодняшний бизнес" выясняет, сколько можно получать, работая мерчандайзером в магазинах. Заработок специалистов по продвижению товаров зависит от региона и зоны ответственности. По данным на март 2019 года в среднем по стране мерчандайзеры получают около 31 200 рублей.
Несмотря на то, что наибольшее количество вакансий мерчандайзера находится в Московской и Ленинградской областях, уровень зарплаты в этих регионах не является лидирующим. В Москве максимальный доход может достигать 75 000 рублей, а в Санкт-Петербурге — 52 000 рублей. Кроме того, размер зарплаты может зависеть от нескольких факторов: вида занятости (полная, частичная, вахта), места работы (крупный ритейлер, небольшой сетевой магазин, несетевые точки) и наличия дополнительных обязанностей (водителя, грузчика, товароведа).
Важно отметить, что работа мерчандайзера с неполным рабочим днем может быть выгодной, так как позволяет сотрудничать сразу с несколькими компаниями. Это, в свою очередь, может увеличить доход.
Итак, хоть для работы мерчандайзера не требуется высшее образование и глубоких экономических знаний, эта профессия имеет свои перспективы. Специалист по продвижению товаров может обеспечить себе достойный заработок и повышать свой статус в карьере.
Фото: freepik.com