Контролируемые иностранные компании: порядок и условия признания
Существует множество способов снижения налоговых издержек бизнеса, одним из которых является регистрация компании за рубежом. Таким образом, можно перевести активы КИК на территорию РФ с минимальными потерями. Стоимость консалтинговых услуг, которые включают оценку таких потенциальных вариантов, зависит от многих факторов, таких как размер и сфера деятельности компании.
При выборе консалтинговой компании стоит обратить внимание на ее опыт работы и репутацию. Одной из важнейших обязанностей налогоплательщиков является перечисление налоговых платежей в различные бюджеты. ФНС контролирует данный процесс и требует получения информации о всех источниках доходов налогообязанных лиц, включая зарубежные компании-КИК.
В соответствии с действующим российским законодательством, доход резидента от КИК облагается налогом. Граждане выплачивают налог на доход физического лица, а компании - налог на прибыль. Поэтому, налоговые резиденты, у которых есть зарубежные компании, обязаны каждый год информировать соответствующие государственные органы об этом факте.
В статье мы рассмотрели вопросы о том, какие иностранные образования считаются подконтрольными российским налогоплательщикам, нужно ли сообщать о своей принадлежности к КИК, как это сделать и можно ли перевести иностранную компанию под юрисдикцию РФ.
Какие иностранные организации и структуры признаются КИК
Чтобы понять, какие иностранные компании признаются Контролируемыми иностранными компаниями (КИК), следует узнать, какую точку зрения поддерживает российское законодательство. Организации и структуры, входящие в эту категорию, могут быть зарубежными.
Организациями, подходящими под определение КИК, являются юридические лица. Если компания зарегистрирована в другом государстве и подчиняется его юрисдикции, а не юрисдикции РФ (и, соответственно, владелец не платит налоги в России), существует высокая вероятность, что она будет считаться КИК. Кроме того, компания может выполнять контролирующую функцию для российских резидентов, которые могут быть как физическими, так и юридическими лицами.
Если же речь идет о структуре, то она не является юридическим лицом и имеет иную организационную форму, допустимую по закону того государства, к которому она принадлежит. Такие структуры обычно занимаются извлечением прибыли и управляются группой бенефициаров или участников, также получающих личную прибыль.
Для определения типа иностранного субъекта можно ориентироваться на пункт 2 Письма Минфина РФ от 10 февраля 2017 года № 03-12-11/2/7395. В нем даются рекомендации, которые позволяют сравнить законодательство, на основании которого субъект учрежден, с положениями Налогового кодекса РФ и сделать вывод о природе субъекта. Если вы по-прежнему сомневаетесь, можно назвать компанию организацией.
Один из ключевых моментов в работе с контролируемыми иностранными компаниями (КИК) заключается в определении, кто именно может считаться контролирующим их деятельность лицом. Согласно российскому законодательству, это может быть налоговый резидент РФ, влияющий на решения компании по распределению прибыли. Но что же из себя представляет понятие «контролируемой» именно в данном случае?
Контроль над иностранным субъектом связан с возможностью влиять на его внутренние решения по вопросам распределения прибыли и другим ключевым аспектам деятельности. При этом даже небольшое влияние на компанию может быть решающим фактором в определении контролирующего лица. Важно понимать, что говоря о контролируемой иностранной компании, подразумевается любая организация или структура, находящаяся за рубежом.
Для определения того, есть ли у резидента РФ контроль над КИК, могут использоваться три критерия, перечисленных в Письме Минфина от 20 июня 2017 года № 03-12-11/2/38303. Эти критерии связаны с долей участия в зарубежном субъекте, а также с возможностью влиять на решения по распределению его прибыли.
Также важно отметить, что в контексте иностранной структуры контроль может осуществляться учредителем или другим лицом, которое может влиять на распределение ее активов. При этом решающей ролью здесь будет зависимость от российского субъекта в принятии решений по прибыли и другим аспектам деятельности.
Отдельно выделяются случаи, когда у резидента РФ нет права считаться контролирующим КИК лицом. Это касается ситуаций, когда его участие в субъекте опосредовано через российскую публичную компанию, а также ситуаций, связанных с прямым или косвенным участием в зарубежной фирме.
Пункты 10 статьи 25.13 НК РФ указывают на условия, при которых учредитель зарубежной структуры не считается контролирующим лицом. Эти условия связаны с тем, что данное лицо не получает, не распоряжается, не имеет прав на имущество и не может влиять на решения, связанные с порядком распределения дохода. Если все перечисленные условия соблюдаются, резидент РФ не обязан ставить ФНС РФ в известность о том, что имеет какое-то отношение к данной зарубежной структуре.
Кто имеет право признать лицо контролирующим и уведомить о контролируемых иностранных компаниях?
Законодательством Российской Федерации установлены два порядка признания лица, являющегося российским гражданином или организацией, контролирующим зарубежную компанию. Это добровольный порядок, когда субъект РФ сам подает уведомление в инспекцию, и принудительный порядок, когда ФНС узнает о статусе лица из других источников.
Добровольный порядок признания контроля иностранной компании предпочтительнее для инспекции и контролирующего лица. При этом важно своевременно (в течение трех месяцев с момента появления у лица КИК) сообщить о факте вхождения в круг участников зарубежной фирмы или об учреждении зарубежной структуры. Кроме того, контролирующему лицу необходимо каждый год направлять в ФНС уведомление о контролируемых иностранных компаниях не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом.
Если российский субъект только приобретает влияние на зарубежную фирму или структуру, то ему придется в уведомлении указать дату приобретения влияния, наименование КИК, регистрационный номер компании (если таковой имеется), ее организационную форму, свою долю участия и данные о том, является он только учредителем КИК либо еще и контролирующим ее лицом.
Ежегодное сообщение о контролируемых иностранных компаниях имеет иное содержание и должно быть представлено в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом. При заполнении уведомления уведомитель указывает период, за который отчитывается, название КИК, номер ее регистрации, форму организации, дату окончания периода, за который составляется финансовая отчетность КИК, день создания финансовой отчетности за актуальный период, реквизиты аудиторского заключения, долю самого уведомителя в подконтрольном субъекте, основания признания его контролирующим лицом иностранной компании и основания освобождения от налогообложения прибыли КИК.
Если каждый год уведомлять о контролируемых иностранных компаниях стало проблематично из-за сложности процедуры или сокращения экономической целесообразности КИК, то можно рассмотреть вариант возвращения компании в Россию безболезненно для нее и контролирующих лиц. При этом ФНС может самостоятельно выяснить о наличии у налогоплательщика подконтрольной иностранной компании и дать ему возможность исправить ситуацию, направив требование о подаче уведомления. В таком случае налогоплательщику предоставляется достаточно времени на подачу уведомления или предъявление подтверждения того, что он не является контролирующим лицом или не знал о своей обязанности ставить в известность ФНС о наличии у него КИК.
Возможен ли возврат активов КИК обратно в Россию? В соответствии с российским законодательством предоставляется возможность перевода иностранных компаний под юрисдикцию РФ, при этом используется процедура редомициляции, которая заключается в смене личного закона компании. Для дальнейшей редомициляции необходимо жестко соблюдать порядок процедуры, что подробно описано в Федеральном законе от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ.
Однако, возврат иностранных активов российских резидентов назначен общегосударственной задачей. Это связано с тем, что страна решила деофшоризировать экономику, для чего важным инструментом выступает амнистия капиталов. Такая амнистия предполагает добровольное раскрытие сведений о наличии зарубежных счетов и компаний. В соответствии с Федеральным законом № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 июня 2015 года, для того чтобы сделать декларацию, нужно подать специальную бумажную заявку в ФНС.
В свою очередь, за добровольное предъявление своих иностранных активов государство гарантирует декларантам свободу от преследования по возможным налоговым и административным правонарушениям, связанным с декларируемыми активами, а также по некоторым уголовным преступлениям. Кроме того, информация из декларации не подлежит разглашению другим лицам, организациям и государственным учреждениям, в том числе силовым структурам.
Амнистия капиталов проводилась уже три раза. Последняя волна завершилась 29 февраля 2020 года. Однако, на данный момент перспективы введения четвертой волны амнистии капиталов весьма сомнительны. Подчеркнуть стоит, что требования к добровольным декларантам становятся все более жесткими. В первые две волны декларантам не требовалось ничего кроме добровольной явки в налоговый орган с декларацией об активах. В этот же период требования к декларантам на последнем этапе стали значительно ужесточаться.
Для того чтобы декларация была принята и декларант получил все обещанные гарантии, заявителям нужно было перевести все свои средства со счетов, находящихся за пределами России, в российские банки и редомицилировать КИК. В то время как перевод средств из одного банка в другой является достаточно простой процедурой, редомициляция компании требует учета множества тонкостей и знание международных норм и законодательства о иностранных компаниях обеих стран – отправной и Российской Федерации.
Усложнение правил, которые еще больше усложнили процедуру декларации иностранных активов, стало одной из главных причин того, почему третья волна амнистии считается менее успешной, чем предыдущие. Если у российской командировки есть компания, которая находится под управлением иностранного субъекта (организации или структуры), необходимо сообщить в ФНС. В противном случае при обнаружении налоговой инспекцией принадлежности лица к КИК, декларант не сможет избежать проверок и доначислений. Впрочем, активы зарубежных компаний можно вернуть на их родину ее контролирующего лица, причем перевести разрешается не только деньги, но и саму фирму. Для этого необходимо пройти процесс репатриации или редомициляции. Для ускорения и упрощения процедуры можно обратиться в компанию, которая специализируется на помощи при переводе активов.
Перевод иностранных активов в РФ может быть сложной ситуацией, требующей юридического консалтинга. Эксперт компании "КСК Групп", Алексей Чубаров, рассказывает о необходимости подобной помощи.
Перевод активов может вызвать множество проблем, особенно, если все активы находятся за пределами РФ. Работа с такими случаями требует профессионализма, чтобы оценить все риски и избежать возможных претензий от налоговых органов. Компания "КСК Групп", занимающаяся подобными вопросами уже 25 лет, обеспечивает максимально комфортные условия для работы своих клиентов. Их задача заключается в защите от налоговых претензий, снижении налоговой нагрузки и избежании банкротства.
Одним из преимуществ компании является колоссальный опыт. Они сопровождали клиентов во время всех трех волн амнистии, что дает им возможность глубоко и подробно исследовать все обстоятельства каждого дела.
На сайте "КСК Групп" можно найти больше информации о деятельности компании и записаться на консультацию через функцию обратной связи. Общаясь со специалистами "КСК Групп", клиенты могут быть уверены в профессионализме консультаций и успешной работе по переводу активов в РФ.
Фото: freepik.com