В неделю святых праотец архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты
25 декабря 2022 года, в неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец, день памяти святителя Спиридона Тримифунтского,
25 декабря 2022 года, в неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец, день памяти святителя Спиридона Тримифунтского, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.
Правящему архиерею сослужили клирики кафедрального храма.
После чтения Евангелия архиепископ Юстиниан обратился к собравшимся со словом проповеди: «Церковь сегодня чтит память святых праотец, то есть ныне вспоминаются люди праведные, жившие упованием на то, что прежние отношения человека и Бога возвратятся, что снова человек будет видеть в Боге Отца и сам станет Его верным сыном. Все века существования человечества человек чувствовал несовершенство этого мира, видел разлад в самом себе. Лучшие представители человечества понимали, что это несовершенство, этот разлад не мог быть изначально и мир сотворен Богом не для страдания. И ожидание возвращения утраченных отношений с Богом жило в людях со времен Адама и Евы. Мы знаем тех, кто жил этой надеждой и о ком нам говорит Священное Писание. На богослужении нынешнего дня вспоминаются Адам и Ева, Енос и Енох, праведный Ной со своим сыном Симом, получившим его благословение, вспоминаются пророки, возвещавшие, что придет избавление людям от Бога и восстановятся прежние, полные любви и согласия, отношения между человеком и Творцом. Эти праотцы, среди них и женщины: праведные Рахиль и Ревекка, пророчица Девора и Анна, мать пророка Самуила, и многие другие, вспоминаются ныне Церковью как наши предшественники, как те, кто близок к нам по духу. Они, несмотря на то, что нас разделяют тысячелетия, близки нам и дороги. В них мы видим пример надежды и крепости духа, потому что от времени их жизни до Рождества Христова прошли века, но они ждали и надеждой живы были, и через надежду Господь давал им силу духа.
Евангельское чтение сегодня нам рассказывает о притче Спасителя, в которой Он говорит о некоем человеке, который подготовил трапезу. Трапеза на Востоке готовилась заранее: подготавливалось несколько смен блюд, помещение, в котором должна пройти трапеза, обильно благоукрашалось коврами и скатертями, пришедшим омывали руки благовонной водой, часто одевали на гостей специально приготовленные одежды, на головы надевали венки, чтобы трапеза была праздником. То есть так на Востоке готовились праздничные трапезы, и Господь рассказывает о человеке, который приложил столько усилий, чтобы порадовать гостей, и он позвал в первую очередь своих близких друзей на это торжество. Но его друзья «как бы сговорившись, начали извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти» (Лк. 14:18-20). Тогда хозяин дома разгневался и приказал слуге: «Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых» (Лк. 14:21). Те, кто не надеялись, что смогут войти в этот дом и присоединиться к трапезе, вошли в радость хозяина дома, потому что те, кому предназначалась эта трапеза, оказались недостойны ее.
Господь завершил эту притчу словами: «Много званых, но мало избранных» (Лк. 14:24). Иудеи, услышав это, вознегодовали, потому что они были воспитаны в мысли о своей богоизбранности. Это был укор им, потому что они считали, что ни один другой народ так не любим Богом как они. Некоторые еврейские учителя даже говорили о том, что люди – это только иудеи, а остальные, не знающие истинного Бога, не люди, но имеют только обличие человеческое, которое им дал Господь, чтобы иудеям было приятнее с ними общаться.
Для нас эта притча тоже актуальна в нынешнее время. Мы мыслим себя православным народом от времени Крещения Руси. Однако, когда проводятся социологические опросы, то большинство говорит, что они православные, но с ответом на вопрос о вере в Бога затрудняются. То есть люди называют себя православными христианами, хотя веру во Христа утратили. И в Воскресный день, когда Господь, подлинный Хозяин Церкви, зовет всех ко Святей Трапезе причаститься Святых Тела и Крови Его, большинство, имеющие только имя христиан, отказываются под разными предлогами. Господь же поругаем не бывает, и мы видим, как другие народы и страны обращаются ко Христу и возвеличиваются. Церковь не останется пустой, на Трапезу Христову придут другие люди, но будем ли среди них мы? Не услышим ли мы укор Спасителя: «Много званых, но мало избранных» (Лк. 14:24)? Когда одни народы отказываются от любви Божией, то Господь находит Себе других людей для служения, как сказано в притче: «Пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой» (Лк. 14:23). Сегодня, когда многие народы Африки и Азии обращаются ко Христу, эта притча Спасителя звучит как обличение для нас, православных только по наименованию, но не по образу жизни».
По заамвонной молитве владыка Юстиниан вместе с сослужащим духовенством совершил краткий молебен Спиридону Тримифунтскому.
В завершении богослужения Высокопреосвященный Юстиниан напутствовал верующих.
Проповедь архиепископа Юстиниана
В наше время широко обсуждается вопрос о том, может ли священнослужитель заниматься, помимо своего церковного служения, светской работой. Есть сторонники того, чтобы священники и диакона трудились в миру, есть противники этого. Житие ныне чествуемого святителя Спиридона Тримифунтского ставит все на свои места и дает ответ на этот вопрос. Святой Спиридон, будучи уже епископом, продолжал вести обычный трудовой образ жизни, как и многие его духовные чада – они занимались крестьянским трудом, и он вместе с ними. В его житии мы видим, что святитель до последних дней своей жизни выходил на поле и работал, подобно всем труженикам села. И в этом мы находим ответ на вопрос о том, может ли работать в миру священнослужитель.
Особенно это актуально для малых приходов, где люди хотели бы иметь постоянную богослужебную жизнь и иметь священника, но они не в состоянии содержать батюшку и его семью. В таких случаях большим утешением становится то, когда мужчина, желающий послужить Богу в священническом чине, принимает сан, не оставляя своей мирской работы. Конечно, такая работа не должна вызывать нареканий, но должна быть тем трудом, который вызывает уважение и любовь.
Сегодня мы вспоминаем праведных людей, живших до Рождества по плоти Господа Иисуса Христа. Хочу обратить ваше внимание на то, чтобы мы правильно произносили название праздника Рождества – Рождество еже по плоти Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Потому что это маленькое сокращение слов «еже по плоти» может ввести в соблазн людей, которые посчитают, что Христа не было до момента Рождества и Он родился, подобно всем нам. Однако, в Рождестве Христовом мы видим великое Таинство – это нас не было, и мы появились по любви родителей и по воле Божией, пришли из небытия в бытие, а Тот, чье Рождество мы празднуем, есть Бог, создавший небо и землю. Он был всегда как второе Лицо Святой Троицы, как Сам Бог, но в Рождестве Своем Он воплотился, принял на Себя человеческое естество. Чтобы подчеркнуть эту Тайну Боговоплощения я призываю вас снова и снова правильно и полностью называть праздник – Рождество еже по плоти Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Последние новости
Кредитование в Калмыкии: рост интереса со стороны бизнеса
Предприятия Республики Калмыкия значительно увеличили объемы кредитования в 2023 году.
Минимальная заработная плата военнослужащих в зоне СВО
Финансовые условия для контрактников в военном конфликте.
Российское правительство утвердило новые меры поддержки экономики
Новые инициативы направлены на стимулирование роста и улучшение условий для бизнеса.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований