В день преставления Сергия Радонежского архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Софийском храме Элисты
8 октября 2022 года, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в храме Софии Премудрости Божией города Элисты.
8 октября 2022 года, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в храме Софии Премудрости Божией города Элисты.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального храма.
После евангелия архиепископ Юстиниан дал толкование отрывку из апостольского чтения, читавшемуся на Литургии.
«Сегодня мы слышим Апостольское чтение, которое Устав предписывает совершать в дни памяти преподобных. Апостол Павел в нем объясняет, что есть признаки человека духовного: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). Нужно понимать, что апостол обращается к евреям, которые каждый свой шаг соизмеряли с Законом Моисея и со многими толкованиями иудейских учителей на него. И для них Павел произносит слова, которые не всегда верно понимают современные христиане: «На таковых нет закона» (Гал. 5:23). То есть священнописатель говорит, что жившие до Христа должны были соблюдать определенные предписания и действия, чтобы не согрешить. В этом соблюдении заповедей, порой даже очень небольших с нашей точки зрения, незначительных, они показывали рвение о спасении своей души и угождение Богу.
Апостол Павел, обращаясь к людям с законническим типом мышления, говорит о любви Бога к нам и ответной любви человека к Богу. И если человек находится в этом пространстве любви, то ему уже не нужно находиться в постоянном напряжении, рассуждая о скрупулезном соблюдении всех предписаний Закона. Любящий Бога всего себя готов отдать Христу. В ответ на любовь Божию мы отвечаем любовью нашей, которая не считает, сколько мы сделали для Бога, но всю жизнь нашу отдаем Ему. О таких и говорит апостол Павел: ««На таковых нет закона» (Гал. 5:23).
Многомудрый апостол, понимая человеческую слабость, когда что-то не получается и у человека опускаются руки, он впадает в уныние, призывает: «Вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» (Гал. 6:1). Это обращение «духовные» Павел использует не только к тем, кого мы привыкли называть духовенством, то есть священнослужителями, но ко всем христианам, призывая быть на высоте своего христианского призвания. Подобно птицам, которые, видя, как одна из них начинает ослабевать, помещают ее среди других птиц. Мы видим это в караванах перелетных птиц – впереди клина находятся самые выносливые из них, но и они устают рассекать воздушные потоки, тогда на их место встают отдохнувшие и набравшиеся сил. Если животный мир может сострадать и помогать друг другу, то и мы должны помогать ближнему, но помощь эта должна быть в духе кротости и любви, а не в гордыне, злобе и раздражении.
Мы, христиане, призваны быть народом священников, то есть нести священное служение помощи ближним, ослабевающим в вере, не дожидаясь, когда это сделает священнослужитель. Необходимо всегда помнить, что это воззвание апостола Павла обращено к каждому христианину: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2)», — отметил Архипастырь.
На сугубой ектении по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возносились молитвы о здравии Президента России Владимира Путина в связи с его 70-летием.
По заамвонной молитве верующие во главе с Правящим архиереем прошли крестным ходом к храму-часовне преподобного Сергия Радонежского, где священнослужители совершили славление поминаемому святому.
В завершении Высокопреосвященный владыка поздравил сотрудников и прихожан храма, носящих имена святого Сергия и напомнил, что Сергий Радонежский особо почитается жителями Элисты: в честь этого святого построен храм, воздвигнут памятник, названы улица и муниципальная гимназия.
Проповедь архиепископа Юстиниана
Совершая память преподобного Сергия, игумена Радонежского, мы часто задаемся вопросом: почему именно этот человек сподобился такого трогательного отношения миллионов людей, как живших в его время, так и сегодня. Конечно, мы помним слова апостола Павла: «И звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:41). Это некая констатация, но мы не ведаем отчего так происходит. Пытаясь проникнуть разумом своим в эту тайну, мы чаще всего не находим ответа в нашем человеческом понимании. Отношения каждого человека с Богом – это глубокая тайна жизни этого человека, в которую другой человек чаще всего проникнуть не может, тем более смотря со стороны на его действия. Мы можем видеть, что Дух Божий направляет человека, если он искренне верит, любит ближнего, но как это происходит, что он переживает в своей душе является тайной для нас. Мы этому удивляемся и радуемся, совершая празднование в честь преподобного Сергия, подобно нашим предкам, любящим его.
Преподобный Сергий был истинным сыном Церкви. Он, как и все другие христиане во все времена, переживал и свое личное недостоинство, и кажущееся неустройство жизни мирской и церковной. Никогда не было такого, чтобы христиане жили и все их устраивало – всегда были моменты, которые раздражали, вызывали желание исправить. Чаще всего эти сетования являются поводом для недовольства миром, даже Церковью, служат оправданием собственной немощи. Преподобный же Сергий тем и удивителен, что он начал дело исправления тех недобрых сторон жизни, которые видел: разделение княжеств, неустройство церковной жизни, незнание верующими Священного Писания и возвращение ими к язычеству. Однако, преподобный не стал писать обличительных грамот и прилюдно обвинять во грехах. Он, после смерти родителей, удалился на уединенную гору Маковец, там сейчас возвышается Троице-Сергиева Лавра. То есть игумен земли Русской начал изменения с себя, по слову Спасителя: «Врач! исцели Самого Себя» (Лк. 4:23). Он чувствовал в своей душе недостатки, поэтому начал с себя, не беря на себя ответственность за исцеление всей Руси.
Как часто мы видим людей, рьяно обличающих пороки и недостатки других, думающих, что если по их слову будут делать, то все изменится к лучшему, но они не замечают своих собственных недостатков. Про таких Господь сказал: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7:3). Преподобный Сергий не был таким – он удалился в пустынное место, чтобы исцелить свою душу, не желая никого поучать. И когда это произошло, свет его души ярко просиял, Бог стал посылать к нему учеников, которые находили его в дремучем лесу и поселялись рядом с ним. Потом весть о нем достигла боярских и княжеских домов, и к нему за советом и научением уже стремятся власть имущие.
Даже патриарх Константинопольский прислал ему свое благословение на его намерение исправить монастырскую жизнь, потому что в то время монашество на Руси было в упадке: каждый монах жил как сам считал нужным. Преподобный Сергий стал возрождать древние принципы монастырской жизни, чтобы монахи жили в монастырях как братья, чтобы никто не смог сказать, увидев монаха, к княжескому роду он относится или к крестьянскому, но чтобы все были равны, имея одинаковые одежду, пищу и послушания.
Мы знаем о том, что преподобный Сергий был нужен и внешнему миру, потому что мир воевал между собой, суетился. Игумен земли Русской князей умирял, и иногда ему приходилось действовать для этого жестко. Так было в Нижнем Новгороде, где разругались князья. Преподобный поехал туда с грамотой от митрополита Алексия и его указом закрыл все храмы для совершения богослужений. Народ естественно восстал против князей, потому что из-за них лишились церквей, тогда они были вынуждены примириться между собой. То есть преподобный Сергий порой действовал как муж поистине Христовой силы, чтобы смирить горделивых и грешных людей.
Слава преподобного Сергия возникла еще и из-за того, что он стал выразителем глубинных чаяний Церкви. Он не поучал Церковь, но был подлинным сыном Церкви и научался у Неё . Он переживал ее болезни, не отстранялся от нее, но чувствовал, что должен быть Перст Божий, указующий что делать. Поэтому, когда Дух Божий начал действовать в нем , то все его действия были полезными для Церкви и русского государства, пришлись ко времени и к месту. Поэтому за ним пошло множество учеников, так как все, что говорил Преподобный , было на сердце и в мыслях у каждого мыслящего христианина и русского патриота , но сказать об этом сумел только он.
Житие преподобного Сергия преподносит урок : прежде чем дерзать поучать Церковь, нужно неразлучно пребывать в Церкви, страдать вместе и радоваться вместе с Ней, чувствовать Ее глубинные чаяния. Мы должны помнить о явлении Божиим пророку Илии в веянии тихого ветра: «И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Цар. 19:11-12). Это тихое веяние Духа Святого и услышал преподобный Сергий, поэтому и был успешен в своем христианском и пастырском служении. Дай, Господи, и нам, подобно преподобному Сергию, слышать тихий голос Твой, стараясь начинать исправление с самого себя!
Последние новости
Кредитование в Калмыкии: рост интереса со стороны бизнеса
Предприятия Республики Калмыкия значительно увеличили объемы кредитования в 2023 году.
Минимальная заработная плата военнослужащих в зоне СВО
Финансовые условия для контрактников в военном конфликте.
Российское правительство утвердило новые меры поддержки экономики
Новые инициативы направлены на стимулирование роста и улучшение условий для бизнеса.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку