Источник духовной силы и стойкости
Тибетский буддизм, принятый ойратскими предками калмыков во второй половине XVI века, по мнению главы буддистов Калмыкии Шаджин ламы,
Тибетский буддизм, принятый ойратскими предками калмыков во второй половине XVI века, по мнению главы буддистов Калмыкии Шаджин ламы, помог им в ХVII веке успешно пройти непростой путь от Джунгарии до степей между Волгой и Доном к северу от Каспийского моря и обосноваться на новой родине, став неотъемлемой частью Российского государства.
Калмыки смогли принести с собой буддийские традиции и развить их в новых условиях. Эти традиции живы, развиваются и помогают нашим согражданам выживать в непростых реалиях современного бытия. О благотворном влиянии буддизма в жизни калмыков на всех этапах их жизненного пути и состоялся разговор нашего корреспондента с уважаемым Шаджин ламой Калмыкии геше Тензин Чойдак (Мутул Владимирович Овьянов).
Институт Шаджин ламы Калмыкии (Хальмг таңһчин Шаҗн лам) берет свое начало с момента образования калмыцкого ханства в 30–40 г.г. 17 века в низовье Волги. Этот титул носило высшее духовное лицо калмыков, назначалось решением Его Святейшества Далай-ламы.
В течение 23 лет (1639–1662) пост первого Шаджин Ламы Калмыцкого ханства занимал калмыцкий и ойратский религиозный деятель буддизма школы гелуг, создатель ойратского (калмыцкого) алфавита «тодо-бичиг», переводчик сутр, поэт, учёный и просветитель, видный политический деятель Центральной Азии середины XVII века Зая Пандита.
В 1920-е годы должность Шаджин ламы стала выборной. В период репрессий против калмыцкого духовенства эта должность была ликвидирована. Институт Шаджин ламы Калмыкии восстановлен в начале 1990 гг. С 1992 до марта 2023 года на этой должности находился Тэло Тулку Ринпоче (Э. Омбадыков).
С марта 2023 года решением Его Святейшества Далай-ламы XIV Шаджин Ламой Калмыкии утвержден геше Тендзин Чойдак (Мутул Владимирович Овьянов).
Геше Тензин Чойдак (Мутул Владимирович Овьянов) решением Его Святейшества Далай Ламы XIV утвержден Шаджин ламой Калмыкии. Интронизация главы буддистов республики состоялась 18 марта 2023 г.
Геше Тензин Чойдак родился 2 февраля 1977 года в поселке Цаган-Нур Октябрьского района Республики Калмыкия. Вырос в религиозной семье, с детства интересовался буддизмом. После окончания средней школы был послушником в первом хуруле республики. Изучал тибетский язык, молитвы, основы буддийской логики и диалектики. В течение двух лет будущий Шаджин лама был послушником аршанского хурула «Геден Шеддуп Чой Корлинг».
С 1999 года прошел полный 16-летний курс обучения в монастыре-университете Дрепунг Гоманг в Индии.
В апреле 2015-го назначен настоятелем центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни».
В ноябре 2016 года Мутул-гелюнг на публичной сессии философских диспутов в Дрепунг Гоманге успешно защитил ученую степень «геше качупа». Геше Лосанг Гьелцен, настоятель монастыря, на специальной церемонии в присутствии всей общины монахов торжественно вручил Мутулу Овьянову хадак, символизирующий высокое звание «геше». Мутул-гелюнг стал первым калмыцким священнослужителем, удостоенным этого титула в постсоветский период. Звание «геше» соответствует мирской ученой степени доктора философии.
- Уважаемый Шаджин лама, пользуясь возможностью, от всей души поздравляем Вас с избранием на пост главы буддийской общины Калмыкии и приближающимся Днем рождения Будды Шакьямуни, который традиционно широко отмечается в нашей республике. Думаю, что это хороший повод для нашего первого вопроса. На Ваш взгляд, каково значение буддизма в истории и духовной жизни калмыцкого народа и Калмыкии, в ее настоящем и будущем, в том числе в светской жизни?
-Калмыкия - республика, где проживают в мире и согласии представители различных конфессий. Часть граждан исповедует православие, есть приверженцы ислама, подавляющее большинство калмыков - буддисты. Примечательно, что буддийские традиции калмыкам удалось развить и сохранить до сегодняшнего дня, несмотря на многие трудности и сложности. Даже в те времена, когда народ вел кочевой образ жизни, он изучал не только ритуалистику буддийскую, но и глубокую философию буддизма. Большую роль в этом, несомненно, сыграл ойратский монах, ученый и просветитель, создатель ойратско-калмыцкой письменности Зая Пандита Намкхай Гьяцо (1599—1662), ставший приближенным Его Святейшества Далай-ламы. Распространяя буддизм среди западномонгольских соотечественников, он дважды, в 1645 и в 1655 гг., побывал с проповедями и посвящениями в приволжских степях.
Хочу подчеркнуть, что буддизм обогатил и поднял на более высокий уровень национальную культуру и язык калмыков. Носители калмыцкого языка, специалисты, знают, что он богат буддийской терминологией. Дело в том, что еще до образования буддийских философских школ в степи, хурулы отправляли очень много монахов на учебу в Монголию и Тибет. Монахи и духовные учителя были широко образованы, они отлично владели буддийской философией, несли её в массы, что, несомненно, оказывало благотворное влияние на жизнь калмыцкого народа, помогало ему выживать в непростых реалиях бытия на всем пути исторического развития.
До Октябрьской революции были созданы цени чора - буддийские философские школы с 13-летним курсом образования. Это было очень хорошее начинание, так как именно все то, что давалось и дается сейчас в больших буддийских философских монастырях, тогда можно было изучать непосредственно у нас, в Калмыкии. К сожалению, они проработали недолго. Сейчас это сложно, конечно, возродить. Но, мы, тем не менее, нашли выход в том, что, как и раньше, отправляем на учебу в буддийские монастыри Индии, где проходят обучение будущие монахи. Сейчас у нас есть задумка создать буддийскую школу для детей средних классов. На её базе планируем преподавать буддийскую философию выпускникам средних школ, всем желающим из числа взрослых. Они смогут с помощью квалифицированных монахов изучать историю, современное состояние, перспективы развития буддизма. Местная власть готова в этом помочь. Глава республики, министерство образования, городская администрация выразили согласие помогать нам в этом направлении.
Сегодня при президенте России действует фонд помощи буддийскому образованию, который способствует не только в получении грантов, но и планирует, чтобы в опорных вузах были программы бакалавриата по изучению буддологии. Когда это получится в реальности, точно сказать не могу, но есть не только желание, но и конкретная помощь. Надеюсь, она будет как от государства, так и от научного сообщества.
- Вы сказали, что принятие буддизма благотворно повлияло на все стороны жизни калмыцкого народа, способствовало сохранению языка, культуры, традиции помогло достойно преодолеть все трудности и сложности на всех этапах своего исторического развития. Вы можете более подробно объяснить своё утверждение?
- Калмыцкие традиции тесно связаны с буддийской философией и культурой. Высокая нравственность, на которой построена философия буддизма, помогла, без всякого сомнения, калмыкам сохраниться как этнос, избежать угрозы исчезновения.
Практикующие буддисты хорошо усвоили, что именно религия помогает человеку справиться с социальным и психологическим напряжением, успокаивает, приносит облегчение, помогает справиться с любыми жизненными трудностями. Эти критерии философии буддизма, мотивируют их как можно реже относиться к людям предвзято. Именно доброжелательность, доброта ко всем окружающим должны стать повседневной нормой жизни.
Человек по отношению к другим людям, если даже он с ними никогда раньше не был знаком, должен стараться слушать и анализировать их действия, как телесные, так и вербальные, непредвзято, доброжелательно, с душевным участием, что дает очень хорошие результаты. Это особенно важно сегодня: в современном обществе немало людей, у которых сильно развит эгоцентризм. Порой они относятся предвзято даже к совершенно незнакомым людям. Избегать этого и мотивирует буддийская философия.
Его Святейшество Далай Лама всегда призывает: будьте с людьми всегда добры, относитесь к ним доброжелательно, улыбайтесь им чаще, искренне. Хотелось бы, чтобы каждый из нас усвоил и соблюдал это пожелание и тогда мир станет лучше во всех отношениях.
Его Святейшество всегда подчеркивает, что буддист не должен причинять вреда другим. Непричинение вреда другим в буддизме подразумевает: не наносить вред человеку, всем живым существам на уровне тела, речи и ума. Если мы не делаем вред другим, нам уже будет легче искренне пожелать человеку добра, быть не предвзятым к другим людям.
Человек – социальное существо, всегда живет в социуме. Получается, если на одного человека есть положительное влияние, то те люди, которые его окружают, почувствуют это. Позитив распространится и на них. Это очень важно. Особенно, если речь идет о детях. И тут огромная ответственность ложится на родителей. Если они всегда позитивны, доброжелательны, хорошо знают свои традиции, язык, культуру, стараются передать их своим детям на своем примере, значит, наш родной язык, культура и традиции будут всегда живы и передаваться из поколения в поколение.
- Современное подрастающее поколение активно пользуется социальными сетями. Их родители, выросшие в эпоху, когда не было свободы вероисповедания, к сожалению, не всегда придают значение тому, что не всё, что навязывается социальными сетями, может способствовать воспитанию у детей высоких морально-этических ценностей, которые проповедует буддизм. Что нужно делать для того, чтобы он как можно глубже проникал в жизнь наших детей?
- Это очень правильный вопрос. Я сам вырос и воспитывался в советское время. В 90-х, когда развалился Советский Союз, началось активное навязывание западной культуры через социальные сети. Интернет, телефоны, все эти информационные технологии стали очень быстро и сильно развиваться. Есть, конечно, в этом, как негативные, так и положительные стороны. Негативное, когда некоторые дети сутками сидят в соцсетях. В результате у них меняется характер, они перестают элементарно общаться со сверстниками, с другими людьми. И тут всё зависит от родителей. От их умения построить правильный диалог с детьми.
Что касается положительных моментов, то хочу отметить, что благодаря соцсетям, мы можем общаться, быть в курсе всего происходящего не только в нашей стороне, но и в других странах. Стали обыденными онлайн-трансляции с места событий. В ковидный период дети и взрослые работали и учились на удаленке. Да, люди говорят, качество не то, когда в школах или вузах обучаются онлайн, но если бы всех этих технологий не было, то карантин мы бы преодолели намного хуже.
Что касается пропаганды буддизма, то сейчас мы проводим в этом плане большую работу. В Калмыкии буддийская литература переводится на русский язык. Ученые переводят новые тексты, ранее не известные, на современный калмыцкий язык. Философские тексты на старокалмыцком языке перекладывают на современный калмыцкий, их переводят также на русский язык. В этой важной работе хурул принимает самое непосредственное участие. Помогаем в переводах, издании, распространении, популяризации.
В хуруле проходят лекции по буддизму, как для взрослых, так и для подрастающего поколения. Очень многие школы стараются приводить детей на экскурсии, на беседы с монахами для того, чтобы было живое общение. Дети могут не только слушать лекции, но и лично общаться с монахами.
- Есть ли, по вашему мнению, у подрастающего поколения интерес к изучению буддизма?
- Интерес к буддизму у подрастающего поколения, конечно, есть. Отмечу, что даже если в школьные годы некоторые молодые не проявляли особый интерес к буддийской культуре, то после окончания школы, поступив в вузы в других городах, где их новые друзья спрашивали: «Кто ты?», ответив, что они калмыки, что калмыцкий народ имеет свой язык, культуру, религию, они пожелали узнать, как можно больше о своих духовных корнях. Для всех тех, кто начал интересоваться буддизмом в осознанном возрасте, мы проводим курсы по изучению калмыцкого языка, старокалмыцкой письменности, основ буддизма.
Хочу особо отметить, что мы придаем особое значение сотрудничеству с другими конфессиями, в том числе с православной общиной. Встречаемся, проводим совместные мероприятия, сообща принимаем участие в межрелигиозном совете.
Общеизвестно, что русский язык наполнен христианской культурой, так как христианство всегда оказывало огромное влияние как на культуру, так и на все стороны жизни русского народа, то же самое можно сказать о калмыках, которые неразрывно связаны с буддийской культурой.
- Как я понял, потребность в самоидентификации возникает часто, когда расширяется общение человека с другими сообществами…
- Это касается тех, кто жил, когда религия была практически под запретом. Те, которые родились после 2000 года, другие. Ими буддизм, буддийские храмы, буддийские монахи воспринимаются как должное. Соблюдение определенных традиций, религиозных праздников тоже норма жизни. С теми, кто родился в 90-х годах, в то переломное время после развала Советского Союза, несколько сложнее. Но, пережив непростые времена, поступив в различные вузы России, они тоже стали тянуться к духовным корням. В частности, в Москве, Санкт-Петербурге созданы землячества, где на их базе находят тех, кто знает свой родной язык, открываются курсы по изучению родного языка. Стараются быть на связи с хурулом. У нас, например, монахи часто бывают в Москве, читают лекции, проводят обряды. Это показатель того, что у молодого поколения калмыков есть потребность не терять связь со своими духовными корнями, исконной религией. Так что многое меняется, большинство молодых калмыков находят время и возможности поддерживать контакты и быть всегда на связи со своими земляками, буддийскими центрами. Это радует.
- Уважаемый Шаджин лама, объединение буддистов Калмыкии является составной частью буддийской сангхи России. Что вы можете сказать о взаимодействии между буддийскими общинами республик России, где проживают приверженцы буддизма. Каковы приоритеты в этой важной работе?
- Все мы живем в одном государстве. Так сложилось, что даже до вхождения в состав Российского государства в 17 веке, калмыки никогда не теряли связи с бурятами, тувинцами, алтайцами. И эти связи до сих пор у нас сохраняются, отличаются теплотой и взаимопониманием. Мы стараемся быть всегда в курсе того, что происходит в буддийских общинах других регионов, нам интересно знать, какая работа проводится в каждой из них, организуем совместные мероприятия, форумы с приглашением монахов из других регионов. Лично я во время учебы в Индии учился с монголами, бурятами, тувинцами, алтайцами. После окончания учебы они сейчас служат у себя на родине. Стараюсь поддерживать с ними связь.
- Планируется ли в этом году проведение религиозных мероприятий с участием приверженцев буддизма из различных регионов России?
- На август, если ничего не изменится, запланировано проведение буддийского форума в Бурятии, куда, скорее всего, будут приглашены представители всех буддийских регионов России. В Калмыкии в этом году таких масштабных мероприятий не планируется, но на следующий год посмотрим, еще оргкомитет не собирался, но я думаю, уже в следующем месяце при участии главы республики планируется провести оргкомитет, где конкретно будем решать, какие мероприятия мы запланируем на будущий год.
- Кстати, о главе республики, недавно, в апреле, я брал интервью у Бату Сергеевича, и он рассказал, что регулярно с вами встречается, общается с вами. О чем вы говорите, что обсуждаете, какие, может быть, духовные наставления ему даете?
- Да, он приходит часто, мы общаемся, но я думаю, будет не этично рассказывать обо всем, о чем мы беседуем. Могу только сказать, что Бату Сергеевич всегда интересуется всеми проблемами, которые волнуют нас, предлагает свою помощь. Что касается республики, если у нас есть какие-то мысли или предложения, он все это выслушивает, анализирует. Если есть возможность, то старается помочь.
- Уважаемый Шаджин Лама, при вашей занятости есть ли время у вас для того, чтобы быть в курсе всего того, что происходит не только в Калмыкии, но и в целом в России, в мире?
- Я не живу в отшельничестве. Я, как и вы, живу в этом обществе. Всё, что происходит в Калмыкии, в нашей стране, в целом в мире, меня волнует, как любого человека, как гражданина России. Анализирую, делаю выводы.
- Во времена агрессивного атеизма все конфессии в России были подвергнуты гонениям. Новая обновленная Россия провозгласила свободу вероисповедания. Что это дало лично для вас, как религиозного деятеля?
- Очень многое. На уровне государства, на уровне Конституции людям дано право на свободу вероисповедания. Новая Россия дала мне возможность получить высшее религиозное образование в Индии. В стране появилось много новых возможностей в плане развития традиционных религий, в том числе буддизма. Да, есть, конечно, влияние, негативные веяния, которые приходят извне, всякие чуждые субкультуры, но я думаю, что мы всё преодолеем, ведь и раньше тоже примерно такое было. В каждом поколении в определенный период такие сложности встречаются. Зато сейчас появилось больше возможностей для духовного роста, в плане того, что есть, где получить правильное религиозное образование, а потом делиться своими полученными знаниями там, где ты родился. Для меня это очень важный момент.
Для меня важно, что на моей Родине не запрещают, во-первых, веровать тому, во что верю, во-вторых, учиться тому, чему ты хочешь. Сейчас начальное религиозное образование можно получать у нас, на месте, а потом дальше, если есть желание, продолжить обучение в крупных буддийских университетах.
- Отрадно отметить, что в последние годы традиционные религиозные праздники заиграли новыми красками, что положительно оценивается жителями республики. В частности, проводятся новые ритуалы и посты в рамках празднования Урс сар. Вы можете более подробно рассказать о них?
- Конечно. Сейчас идет пост, Урс сар, который соблюдается целый месяц. В советское время многие калмыки не знали об этом, не соблюдали его. Сейчас есть возможность об этом узнать и соблюдать. Многие люди, узнав о сути поста, искренне, желают соблюдать его. Их привлекает то, что во время поста не рекомендуется употребление в пищу мяса, что автоматически подразумевает, что не нужно убивать живых существ.
Другой пост предполагает воздержание от употребления алкоголя. Сводки МВД говорят о том, что очень много преступлений совершается при распитии спиртных напитков. Вот почему меня радует, что очень много молодежи решило соблюдать этот пост. Причем, если раньше, этот пост соблюдали месяц, то сейчас очень много молодых людей хотят держать пост несколько лет. Многие потом отказываются от употребления спиртных напитков на всю жизнь.
Есть те, которые приходят и отказываются от употребления табака. Не секрет, что курение вредно не только для того, кто курит, но и для окружающих. То, что среди тех, кто решил отказаться от курения, много не только молодежи, но и тех, кто относится к взрослому населению, очень тоже меня радует.
Растет число тех, кто отказывается от употребления табака и спиртного не только на Урс сар, когда идет пост, но и в течение года. Тут сказывается то, что все мы живем в обществе, у каждого есть родные, друзья, знакомые, поэтому очень скоро становится известно о тех, кто изъявил желание отказаться от вредных привычек. В результате растет число их последователей.
- Насколько важна для буддистов защита Отечества, своей земли, своей Родины?
- Защита семьи, своего имущества, Родины в буддизме считается нормальным явлением. Если говорить вкратце.
- Скажите, пожалуйста, что, на Ваш взгляд, является главным в жизни практикующего буддиста и мирянина, старающегося придерживаться буддийских традиций? Каких норм и принципов они должны придерживаться в своей повседневной жизни, в отношениях с близкими, решении повседневных задач?
- Нравственность. Это самое главное. Её соблюдение должно быть нормой не только для монахов, но и мирян. Как я в начале уже говорил, Его Святейшество всем советует: будьте добры ко всем другим людям. Нужно быть добрыми искренне, от всего сердца, что в конечном итоге будет менять самого человека в позитивную сторону. Нужно быть непредвзятым к любому человеку.
Быть приверженцем буддизма не подразумевает, что каждый день ты должен совершать поклоны или начитывать мантры, делать какие-то подношения. В буддизме самое главное – это трансформация сознания. Работа с сознанием – это самое, самое важное. От нашего восприятия зависит, мы будем страдать либо радоваться. Простой пример: зеленое яблоко. При его употреблении для некоторых оно кислое, для некоторых – сладкое. Все зависит от нашего восприятия. Всё индивидуально. И так же любое наше действие по отношению к другим, как и любое действие других по отношению к нам: зависит от субъективного восприятия конкретного человека. Если мы воспринимаем что-то и кого-то негативно, то и ответ окажется негативным. Если мы будем воспринимать всё положительно, мы получим положительное влияние.
Другой пример: люди видят страшный сон. Утром, встав, они вспоминают его. Кого-то увиденный сон опечалил, в течение дня он не может его забыть, в результате у него плохое настроение. А ведь всё зависит от того, как воспринять этот сон. В калмыцкой традиции, например, если плохой сон приснился, старики говорили, что нужно сказать: сяяняр йовг, а потом о нем забыть и не вспоминать. Если человек этому последует, то любой, даже самый страшный сон не окажет на него негативное влияние.
В этом и заключается восьмеричный благородный путь, который давал Будда Шакьямуни для всех: самое первое – это правильное воззрение, потом идет правильное восприятие. Из-за правильного воззрения, имеется в виду то, как объекты существуют на самом деле, важно знать, и на этом базируется наше правильное восприятие. Из-за неправильного воззрения мы воспринимаем неправильно все объекты. И из-за этого появляются у нас страдания. Его Святейшество почти на каждой лекции нам это говорит: нужно культивировать именно сострадание к другим, любовь и доброту.
Как на практике это делать? Просто попробовать искренне пожелать добро другому человеку. Не обязательно ему что-то говорить вербально, необязательно телесно, достаточно просто подумать. Кроме вас, эти мысли никто не услышит. Даже можно просто попробовать мимо проходящему человеку пожелать искренне добра. Так, как вам, например, желает тот человек, который вас любит. Или так, как вы желаете добра тем, кого вы любите. Если так делать, говорит Его Святейшество, то тогда вы будете наполняться радостью, будете желать не только мысленно, но и вербально, телесно делать хорошие дела.
- Доброе пожелание всегда возвращается благом. Было бы здорово, чтобы все люди хорошо это усвоили!
- Да, уже в момент доброго пожелания, ты уже заряжаешься позитивом. Позитивное мышление отодвигает все негативные наши привычки, не дает им выйти в явную форму и оказывать на нас негативное влияние. Со временем, если мы это будем это культивировать, это у нас превратится в привычку, станет для нас естественным состоянием.
- Уважаемый Шаджин лама, какие главные задачи вы планируете решать на посту главы буддийской общины Калмыкии? На уровне республики, в том числе районных и сельских муниципальных образований?
- Развитие буддизма на той или иной территории невозможно без развития буддийского монашества. Только с их появлением у мирян появляется возможность более детально узнать о всех канонах буддизма. За 70 лет советского периода, когда все мировые религии в нашей стране, в том числе буддизм, были под запретом, многие духовные ценности были искажены. Для того чтобы их восстановить в полном объеме нужна полновесная буддийская монашеская община, члены которой будут вести работу на местах. Для всех желающих, независимо от места проживания должна быть возможность изучать практику буддизма.
Какие шаги в этом плане мы хотим предпринять? Состоялся разговор с руководством республики, с правительством, в этом вопросе нас пообещали поддержать. Хотим попробовать создать буддийскую школу. Дети средних классов получат возможность больше узнать о буддизме. Повзрослев, если у них появится желание стать монахами, они могут прийти к нам в хурул, получить монашеские обеты и начать обучение и практику.
- Насколько я понимаю, в хурулах Калмыкии можно получить первичную практику. А что, если кто-то пожелает продолжить учебу в этом направлении?
- Если у кого-то есть сильное желание изучать глубоко буддийскую философию, мы обычно направляем их в большие буддийские философские монастыри, где они смогут обучаться. Есть возможность направить учиться в колледжи Индии, где можно изучать тибетскую медицину, астрологию, зодчество, буддийскую танкопись, для этого необязательно быть монахом. В 90-е годы два наших калмыка окончили медицинский колледж, они стали докторами тибетской медицины. Есть у нас буддийские танкописцы, которые тоже прошли обучение в Индии. Хотелось продолжить эту традицию, чтобы не повторить ошибок, которые были допущены в советский период.
- Есть ли в России учебные заведения, где готовят докторов тибетской медицины?
- Есть в Бурятии, но там они становятся ламами, а в медицинском колледже в Индии обучаются как монахи, так и миряне.
- Сейчас идет священный месяц Урс сар. Какие советы вы бы дали для правильного поведения в эти дни, какие молитвы лучше всего читать именно в этот период?
- Как я говорил раньше, если есть возможность, воздержаться от употребления алкоголя, а также мяса, чтобы не быть непосредственной или косвенной причиной убийства животных, так как в буддизме один из самых главных постулатов – не причинение вреда другим живым существам. Соблюдение этого окажет очень положительный эффект как на самого человека, так и будет показателем того, что мы следуем тем наставлениям учения Будды, которое он давал людям. Это самое главное, я считаю, а молитв очень много. Переведенных на русский язык, на калмыцком тоже много молитв. Опять же это зависит от желания, времени, возможностей человека. Самое первое – конечно, «Иткл» («Прибежище») читать.
- У школьников и студентов сейчас наступает пора экзаменов. Какие молитвы вы бы рекомендовали им читать, чтобы лучше учиться, успешно сдать экзамены?
- Во время учебы в Индии мы каждый год сдавали экзамены. Я непосредственно в течение 16 лет сдавал их каждый год, и чтобы хорошо сдать экзамены, мы не молимся, а готовимся к ним. Только хорошая подготовка даст хорошие результаты. Только так и никак иначе.
За день до экзамена не надо сидеть, что-то штудировать. Лучше спокойно отдохнуть, выспаться, чтобы прийти со свежей головой, и тогда легче вспоминать то, чему ты готовился, и отвечать на вопросы. Потому что даже если всю ночь перед экзаменом ты готовился, приходишь на него, голова очень напряженная, и тяжело вспомнить то, что нужно, а время уходит. Лучше отдохнуть, прийти на экзамен со свежей головой, тогда легче вспоминается пройденный материал. Это мой личный опыт.
Молиться, конечно, монахи каждый день молятся. Непосредственно от молодых монахов требуют, чтобы они обращались к божеству мудрости Манджушри и начитывали его короткую молитву-восхваление совместно с мантрой.
Монахи также часто читают молитвы-восхваления 21 Таре для устранения препятствий. Есть еще ежемесячные монастырские ритуалы для монахов, которые два раза в месяц проводят, четырехчасовое обращение к Зеленой таре. Что касается подготовки к экзаменам, мы только штудировали материалы. Собирались с однокурсниками, у нас на курсе очень много людей было. Общежитие было рядом, мы делились на группы по десять человек и после того, как в 11 часов ночи дебаты заканчивались, садились обсуждать материалы, вопросы, которые проходили в течение года. Так готовились вместе, после этого каждый еще дома занимался индивидуально. И это приносило очень хорошие результаты. На сам экзамен как приходить, я уже сказал. Если так делать, то все будет отлично.
- Хорошо. Студент или школьник подготовился хорошо, в последний день согласно вашим советам отдохнул, перед самым экзаменом ему хочется прочитать какую-то молитву, чтобы повезло.
- Можно просто мантру Зеленой Тары начитывать.
- На протяжении последних десятилетий часто приходится слышать о калмыцком буддизме как о некоей национальной традиции буддизма. Как вы относитесь к этому?
- Ну такие обсуждения уже давно звучат. На самом деле буддизм один, он везде один. Просто у каждого народа есть своя культура, и такое культурное наслоение, которое накладывается, и буддизм адаптируется для народа, но все основные постулаты остаются такими же. Мы, например, приветствуем по-другому, говорим по-другому, чем другие буддисты, в другой стране. Также есть определенные традиции, которые совершаем, они есть в народе, и мы это тоже соблюдаем. Но я бы не сказал, что это какой-то отдельный калмыцкий буддизм, который отличается от всех других. В каждом народе в разных странах есть просто своя культура, свои традиции, которые соблюдают, например, те же буддийские монахи и миряне-буддисты.
- Не секрет, что некоторые люди для разрешения каких-то проблемных ситуаций обращаются к гадалкам, магам, народным целителям. Что вы по этому поводу думаете, может, какой-то совет у вас есть?
- У нас есть свобода выбора, люди куда хотят, туда и ходят. Если даже куда-то и ходят, самое главное – всегда относиться к тому, что тебе говорят, включив логическое мышление. Тогда человеку будет намного понятнее то, что ему говорит другой человек. При разговоре он всегда может что-то уточнить. Бывает, к нам приходят и говорят: нам сказали вот это сделать. Зачем, почему они не знают. Начинаешь им объяснять, для чего это делается, они приходят к выводу, что это им не нужно. Либо думают, что они не хотят этого. Когда они к кому-нибудь идут, обращаются, нужно логически мыслить и подробно расспрашивать, чтобы ему все объяснили. И потом уже дома все хорошенько проанализировать, нужно им это или нет. А так, конечно, каждый волен ходить, куда хочет.
- Какие молитвы лучше всего читать ежедневно?
- В буддизме важно не какие, а как. Можно, например, один раз мантру прочитать качественно, и это намного лучше, чем тысячу раз, но, думая совсем о другом. Тут все зависит от качества: как ты прочитаешь. Это очень важно, так как у нас идет принцип кармы, а там любое действие – негативное, нейтральное, положительное – зависит от мотивации. Будет положительная мотивация, на ее основе действие и результат будут положительными. Это причинная мотивация, а есть еще и мотивация действия, сопутствующая мотивация, во время действия. Она также очень важна. Если мы, например, очень искренне захотели помолиться, читаем молитву наизусть, но в голове думаем о чем-то другом, низменном, то тогда и само это действие становится некачественным, и это будет влиять на его результат.
В буддизме самое главное – это трансформация сознания. Я до этого говорил, это правильное восприятие, это самое важное. Если мы не будем правильно воспринимать, то как бы ты ни молился, положительного эффекта не будет. Если у нас будет не искренняя мотивация, причинная и сопутствующая, то, получается, пользы от молитвы не будет, будет только негатив.
- Уважаемый Шаджин Лама, позвольте задать вам несколько личных вопросов. Хотелось узнать, как проходит ваш обычный рабочий день?
- Когда просыпаюсь, я радуюсь, что проснулся и мысленно обращаюсь к Трем Драгоценностям с почитанием и поклонением. Обычно рано утром читаю мантры. Завтрак у нас проходит тут, в центральном хуруле, в 8.15. До этого времени я не принимаю пищу.
В течение дня получаю очень много звонков. Люди начинают мне звонить и писать с 5.30. Последний звонок бывает в 23.30 или в 00.00 часов. Нахожусь постоянно на связи. Обращаются по самым разным вопросам. Обычно встаю до 5.30, ложусь после 12-ти.
В свободное время, стараюсь читать буддийскую философию. В связи с развитием технологий есть хорошая возможность читать очень много буддийских книг онлайн. В социальных сетях есть специальные группы, которые распространяют буддийскую литературу, я их мониторю. Есть интересные авторы, которые очень много трудов интересных написали. Сейчас монастырские библиотеки хорошо развились, они печатают очень много литературы. Но в данный момент из-за границы её покупать сложно, но есть электронные варианты. Я этим интересуюсь и стараюсь много читать. Чтение буддийской философии – это то, что меня радует. Чтение для меня удовольствие и отдых одновременно. Предпочитаю философские трактаты.
- Какие книги вас интересовали в школьные годы?
- В школе из всех книг, которые я прочитал на русском языке, меня привлек первый том «Ламрима» о постепенном пробуждении по этапам пути просветления. Этот буддийский труд особенно меня привлек именно в школьные годы. Много раз перечитывал, но каждый раз, когда я читал этот текст, понимал, что недостаточно его понимаю, особенно, когда читал в первый раз. Но тогда у меня, конечно, не было учителя, просто приходилось самому домысливать. Тогда я начал думать, где можно будет получить образование, чтобы изучить и понять всё написанное в этой книге. Сказалось, что я с детства ездил к старым гелюнгам, видел, как они проводили обряды, читали молитвы. Кстати, Ханатинский гелюнг читал молитву на тибетском языке. В детстве я слышал много рассказов стариков о буддизме, и мне это было интересно. Но тогда у меня не было возможности посетить монастыри. В то время только-только зарегистрировались первые буддийские религиозные организации и только первая группа будущих монахов отправилась учиться в Монголию.
- Насколько я понял, что вы выросли в религиозной семье?
- Раньше практически во всех калмыцких семьях кто-то из близких был монахом. Это подтверждается архивными данными, они говорят о том, что до революции в Калмыкии было около пяти тысяч гелюнгов. Почти в каждой семье кто-то был гелюнгом. Раньше семьи были большие, сыновей было много, и кого-нибудь в хурул отдавали. Необязательно, чтобы они становились монахами. Согласно историческим документам, в течение нескольких месяцев их учили калмыцкому и русскому языкам, читать, писать, а потом возвращали домой.
- Кстати, сколько языков Вы знаете?
- Калмыцкий, русский и тибетский.
- С Далай Ламой Вы общаетесь на тибетском языке?
- Да. Он преподает все на тибетском языке. В монастырях преподавание ведется на тибетском языке. Изъясняться на хинди с индусами я, конечно, могу, но не так хорошо, как на русском, калмыцком и тибетском языках.
- Вы можете назвать людей, как религиозных деятелей, так и светских, которые являются для вас примером?
- Его Святейшество Далай-лама XIV. Он для меня Учитель. Авторитет. Пример того, как нужно практиковать буддизм в современном мире.
-Каким фильмам отдаете предпочтение?
- Предпочитаю документальные фильмы буддийской тематики, например, Зеленой Таре. Просматриваю видеолекции по буддизму. Пересматриваю лекции Его Святейшества Далай-ламы. Онлайн-трансляции, тоже, если есть возможность, смотрю.
- Не могли бы вы вспомнить какое-то примечательное событие, случай из своей жизни, интересный, может быть, даже забавный?
- Для меня самый интересный случай – это когда я в первый раз в своей жизни увидел буддийского монаха в полном монашеском одеянии. Я уже тогда школу заканчивал. Это было у меня дома, в поселке, где мы жили. Я увидел Санджи-ламу, его кто-то пригласил в Цаган-Нур, и он шел по дороге. Я первый раз увидел буддийского монаха в своей жизни. Видеть на картинке – это одно, а когда видишь вживую – совсем другое. Это было такое сильное впечатление.
- Ваша любимая кухня. Какие блюда вы предпочитаете?
- Я не ем мясо уже 19 лет. Люблю индийские блюда. Индусы с рождения не едят мясо, у них вегетарианская кухня очень развита, потому что развивалась очень много веков. Именно индусские вегетарианские блюда очень мне нравятся.
- Встаете до 5.30. Ложитесь после 12:00. Когда же удается вам отдохнуть?
- Понедельник у нас выходной день.
- Его Святейшество Далай-лама XIV в одном из интервью сказал, что для поддержания физической формы он занимается на велотренажере. А есть ли у вас какие-то любимые упражнения?
- Есть такое в йоге упражнение сури намасхар - приветствие солнцу. Его мне показал один мой земляк. Плюс ходьба, когда получается.
- Читатели интересуются, можно ли к вам записаться на личный прием?
- У нас есть приемная, телефон: 4-01-09. Можно позвонить и записаться на прием. Стараюсь проводить его раз в неделю по средам.
-В завершение нашей беседы, хотелось услышать ваши пожелания нашим читателям, жителям нашей республики.
- Желаю читателям уважаемой газеты «Хальмг унн», всем жителям республики любить свой народ, гордиться нашей историей, беречь свой родной язык, культуру, традиции. Это очень важно, как для каждого человека, так и для общества в целом, так как все мы должны знать свои корни. В этом есть только положительные стороны, которые окажут влияние на всех нас и сейчас, а в будущем для подрастающего поколения. Изучая родной язык, традиции и культуру, вы поймете, как они тесно переплетены с буддийской культурой.
Хорошее знание основ религии буддизма очень важно для самоидентификации – кто есть калмык. Вы должны знать, что калмыки состоят не только из народностей – торгудов, дервюдов, хошудов, цоросов, но из неразрывных частей, которые определяют наш язык, традиции, культуру. И не надо стесняться, когда у вас спрашивают, ты торгуд или дервюд, потому что эти народности образовали единый народ, который сегодня известен в мире, как калмыки, для которых буддизм всегда был и есть источником духовной силы и стойкости.
Еще раз желаю читателям газеты «Хальмг унн», всем жителям республики, добра и процветания!
Будьте здоровы, дорогие друзья!
Последние новости
Гарантийный фонд Калмыкии получит почти 800 миллионов рублей на поддержку бизнеса
Поддержка малого и среднего бизнеса в республике поможет создать новые рабочие места и привлечь частные инвестиции.
Новые меры по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти объявляют о планах по обновлению общественного транспорта и дорог.
В Кетченеровском районе осуждён местный житель за неправомерное завладение автомобилем
57-летний мужчина получил судимый срок за своё преступление.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку