Архиепископ Юстиниан и архиепископ Герасим совершили Литургию в Казанском соборе Элиста

14 мая 2023 года, в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан и архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершили Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

14 мая 2023 года, в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан и архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим совершили Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты. 

Иерархам сослужили клирики Элистинской и Владикавказской епархий. 

После чтения Евангелия архиепископ Юстиниан обратился к собравшимся со словом проповеди: «Церковь премудро установила связь между Апостольским и Евангельским чтениями так, что они по смыслу духовно связаны. Можно удивляться этому созвучию между Апостолом и Евангелием, которое и сегодня мы слышим. Христос, проходя рядом с Самарийским городом, а вражда между иудеями и самарянами была настолько велика, что они друг в друга бросали камни и не заходили в селения противника, останавливается у колодца, у которого по Преданию праотец Иаков поил свой скот и который почитали как иудеи, так и самаряне. Ученики в это время отошли от Господа, чтобы купить пищи, ибо уже было около шестого часа по восточному времяисчислению, а по-нашему – полдень. В этот жаркий полдень к колодцу направляется женщина, чтобы набрать воды. Обычно женщины делали это раньше, чтобы не идти под палящим солнцем, но эта женщина-самарянка вышла именно в полдень, видимо для того, чтобы не встречаться со своими соседками. Позже мы поймем почему она так поступила – дурная слава была у этой женщины: пять мужей у неё уже было, и тот, с кем сейчас она жила,  не был мужем ей. Поэтому, видимо, и стыдилась она, и так поздно приходила за водой, когда другие женщины уже накормят свои семьи и готовятся к полуденному отдыху. И вот она застает Господа у колодца, Который просит у нее воды, а затем, чтобы привлечь ее внимание, Он начинает говорить с ней, являя сверхественное знание обстоятельств ее прошлой личной жизни. Тогда она уже серьезнее начинает относится к этому неизвестному Человеку, Который имеет вид иудея. Она удивляется, почему Он, иудей, общается с ней, незнакомой женщиной, что на Востоке не принято, да еще и с самарянкой. Христос же говорит ей, что Богу можно поклоняться не только в Иерусалиме  и не на горе Гаризим, где совершали свои богослужения самаряне, «но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:23). Ибо Бог есть Дух, и Он не связан с  каким-то определенным  местом, но слышит любого на всяком месте, кто обращается к Нему в духе и истине. 

Женщина задает Спасителю вопрос: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все» (Ин.  4:25). Этими словами она спрашивает у Господа о том, когда наступит это время, когда придет Христос. И Он отвечает ей: «Это Я, Который говорю с тобою» (Ин.  4:26). Вот эта формула: «Аз есмь», по-русски «Это Я», то есть «Я существую», никогда не применялась на Востоке, потому что все понимали, что самобытен только Бог и никто не дерзал сказать про себя этого, ибо мы существуем, потому что этого хочет Бог. Помните, как в Гефсиманском саду Христос сказал стражникам: «Аз есмь» (Ин. 18:6), тогда в страхе они пали перед Ним ниц, потому что эти слова: «Аз есмь» как имя Бога внушали им трепет. Услышав от Иисуса эти слова, она бросила водонос свой и побежала скорее в свое селение, чтобы, не стыдясь и не боясь уже ничего, сказать своим соплеменникам: «пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин.  4:29). Видимо настолько ее слово было убедительно, что они пошли говорить с Иисусом, прониклись к Нему благоговением и стали просить, чтобы Он побыл с ними в городе их. Господь был с ними  два дня, возвещая Царствие Божие самарянам, которые и не думали, что иудейский Учитель может им проповедовать. Они еще больше уверовали тогда в Него и говорили той женщине: «уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин.  4:42). 

Апостольское же чтение напоминает нам о том, что сначала ученики Христовы проповедовали о Христе распятом и воскресшем в синагогах, среди иудеев, но потом к ним стали присоединяться и эллины, поэтому апостолы, превозмогая робость свою, стали проповедовать Евангелие всем, кто расположен был к этой Благой вести и сердцем, и душою. И апостол Варнава находит многоученого Савла, в крещении  Павла, и зовет его на проповедь в Антиохию, как человека, который может убедительное  слово найти и для иудеев, и для эллинов. И там, в Антиохии, как сообщают нам Деяния Апостольские, ученики Христовы «в первый раз стали называться Христианами» (Деян. 11:26). То есть мы слышим сегодня в Евангелии, как Иисус открывает, что Он есть Христос, а в Апостоле слышим, как учеников Спасителя впервые назвали христианами, то есть призванными. Апостол Петр в последствии будет говорить о христианах как о народе Божием, о царственном священстве.  Поэтому мы и ныне можем говорить в след за апостолом Петром, что христиане – это «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Пет. 2:9). Мы христиане и дорожим этим славным именем. Об этом нам говорили чтения из Священного Писания, чтобы мы не забывали, что мы , будучи людьми разных национальностей, вместе с тем, едины в нашей вере  во Христа и Его Воскресение!».

По заамвонной молитве верующие совершили крестный ход вокруг кафедрального храма. 

В завершении архиепископ Юстиниан поприветствовал архиепископа Герасима, поблагодарил его за поддержку верующих Калмыкии  и отметил важность развития сотрудничества Элистинской и Владикавказской епархий: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Герасим! Мы с Вами участвовали в торжествах, посвященных 180-летию бытия Ставропольской епархии, которая некоторе время носила имя Ставропольской и Владикавказской. Она была огромной по своим размерам, а ныне на прошлых ее территориях возникло более десяти самостоятельных новых епархиальных образований. По зову митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла мы, архиереи, имеющие отношение к исторической судьбе Ставропольской епархии, были участниками этого торжества. Знаменательно и то, что мы с Вами продолжаем наше братское молитвенное общение в Элисте, в Калмыкии, которая также окормлялась некогда ставропольскими архиереями. То есть наша епархия, которая бывала порой и в ведении астраханских архиереев, но входила временами и в состав Ставропольской епархии. 

Это нужно нам знать, чтобы мы обратили внимание на достояние, которое оставил нам Господь – Свою Святую Церковь, возвещающую нам слово вечной жизни во Христе. Мы живем в Церкви и Церковь живет в нас. Церковь не должна мыслиться как нечто отдаленное, как здание, в которое зашел поставить свечу, но Церковь – это душевное и духовное состояние человека, это общение со многими и многими единоверцами, общение живое человеческих душ, объединенных любовью к Богу. Поэтому, дорогой Владыка Герасим, благодарю Вас за то, что Вы приняли приглашение и сегодня с нами, народом Божиим града Элисты. Я хочу выразить Вам свои слова признательности, ибо, как в первые годы существования Церкви, когда апостол Павел говорит о том, что в Церкви было мало богатых и знатных, но она была богата духовно, так и мы ныне возвращаемся в те времена. На воскресной Литургии мы практически не видим тех, кто имеет богатство и власть. В лучшем случае, они в душе своей мыслят себя христианами и иногда помогают Церкви, и за это Господь дает им Свое благословение и Свою милость. Жизнь же показывает, что тот, кто скромен по своему личному достатку, умеет понимать трудности подобных себе, умеет найти желанную помощь, которую и оказывает. Епархии,  именно скромные,  чаще помогают друг другу, потому что они похожи.

Дорогой Владыка Герасим, я приветствую Вас с праздником Воскресения Христова! Символично, что сегодня совершается память благоверной царицы Грузинской и Аланской Тамары. Это имя особенно дорого для Вас и жителей благословенной Осетии-Алании, края древнейшего христианства, края, много испытавшего и сейчас старающегося сохранить православие, стремящегося к общению с единоверными братьями и сестрами независимо от их кровного происхождения. Мы рады и благодарны, что в день памяти этой дорогой для Вас святой Вы сегодня с нами».

В знак признательности Высокопреосвященнейший Юстиниан вручил архиепископу Герасиму епархиальную медаль «За труды во благо Элистинской епархии», а также наградил благодарностями Элистинской епархии секретаря Владикавказской епархии иерея Рустика Фенченко и клирика Кафедрального собора святого великомученика Георгия Победоносца г. Владикавказа диакона Валерия Бобылева. 

Высокопреосвященный Герасим поблагодарил архиепископа Юстиниана за внимание и совместную молитву и преподнес в дар Калмыцкому архиерею икону «Четыре удела Пресвятой Богородицы». 

«Благодарю Вас, дорогой Владыка Юстиниан за Ваше приглашение! Давно я намеревался посетить пределы Элистинской и Калмыцкой епархии, давно у нас об этом были разговоры, но именно сейчас Господь привел нас сюда. Действительно удивительно, что в день памяти нашей святой царицы Тамары мы вступили на Калмыцкую землю. Мы с Владыкой Юстинианом посетили торжества в Ставропольской земле, которую Владыка назвал целым миром Ставропольским. И хотя на ее территории существует уже множество самостоятельных епархий, но духовные и культурные границы ее до сих пор видны, и она объединяет всех нас. Поэтому мы, хотя и являемся посольством царицы Тамары в Калмыцкие степи, но все вместе, как говорилось ныне в Апостольском чтении, те люди, которые «стали называться Христианами» (Деян. 11:26). Нет в Церкви уже национальных различий, различий по положению в обществе, но все мы братья и сестры во Христе, собранные вместе вокруг нашего Архиерея Великого и Истинного, вокруг Чаши Христовой, в которой мы черпаем вечную жизнь. 

Для меня огромная радость молиться вместе с Вами, дорогой Владыка Юстиниан, и с Вашей паствой. Очень дорога сама возможность братского общения и научения. Поэтому снова и снова выражаю Вам свою благодарность за возможность совместной молитвы и радость совместного общения!», — сказал архиепископ Герасим.




Последние новости

Кредитование в Калмыкии: рост интереса со стороны бизнеса

Предприятия Республики Калмыкия значительно увеличили объемы кредитования в 2023 году.

Минимальная заработная плата военнослужащих в зоне СВО

Финансовые условия для контрактников в военном конфликте.

Российское правительство утвердило новые меры поддержки экономики

Новые инициативы направлены на стимулирование роста и улучшение условий для бизнеса.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Губкине, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *