Впервые изучены особенности самопознания будущего специалиста в сфере профессионального образования
В настоящее время готовится к выпуску статья в высокорейтинговом издании молодого ученого КалмГУ Манджиевой Антонины Олеговны.
В настоящее время готовится к выпуску статья в высокорейтинговом издании молодого ученого КалмГУ Манджиевой Антонины Олеговны. В работе будет рассмотрен опыт самопознания будущего специалиста в сфере профессионального образования.
Необходимость повышения качества профессионального образования обусловлена сегодня, в связи с инновационными процессами в мире, изменениями характера профессиональных функций в разных сферах и новыми требованиями к личности специалиста. Современный профессионал должен обладать целым рядом качеств, способностей и видов опыта, которые позволяют ему быть субъектом своей профессиональной деятельности и собственного сознания.
Предметом научного исследования, в связи с этим, возникает подготовка профессионала, знающего себя, свою субъективную реальность, особенности своего сознания и владеющего собственным мышлением как инструментом своей деятельности. Речь об опыте самопознания как системообразующем элементе образовательной и профессиональной деятельности будущего специалиста. Требуется осмысление теоретико-методологических основ и принципов построения процесса формирования у будущего специалиста опыта самопознания, обеспечивающего его психологическую разумность. В статье представлены результаты исследования, связанные с обоснованием опыта самопознания в качестве гуманитарного компонента содержания профессионального образования будущих педагогов и в выявлении способов формирования данного опыта в процессе вузовской подготовки. Методология исследования строится в контексте идей гуманитарно-антропологического и когнитивного подходов.
Научная новизна исследования. Новизна исследования состоит в уточнении сущности опыта самопознания как гуманитарного компонента содержания профессионального образования будущего учителя; в обосновании текстуально-диалогической деятельности в качестве ведущего метода формирования опыта самопознания. Результаты нашего исследования находятся на стадии завершения и частично внедрены в практику вузовского обучения на разных факультетах Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова. Материалы данной статьи могут быть интересны магистрантам, аспирантам, преподавателям, исследующим гуманитарный принцип образования.
Практическая значимость работы: В ходе работы со студентами нами обнаружена взаимосвязь между знанием себя как носителя сознания и результатами своей образовательной деятельности. Такая взаимосвязь была выявлена у студентов и магистрантов в процессе анализа их устных и письменных высказываний, презентаций, резюме, планов и программ саморазвития. Замечено: «самопознанность», которую можно рассматривать как основу психологической разумности будущих специалистов, оказывает влияние на их умение вести диалог с другим человеком, на самочувствие, на качественные изменения в отношении своей профессии.
Уже на промежуточном этапе исследования нами обнаружены, помимо положительных изменений у студентов в плане их отношения к учебе, другие показатели их личностного развития: улучшение их самочувствия, повышение интереса к профессионально-личностному развитию, рост инициативности, активность в исследовательской и проектной деятельности, связанной с гуманитарной проблематикой и др. Через три месяца работы со студентами по программе эксперимента 79 % из них отметили, что стали меньше уставать на учебных занятиях и повысился их интерес к будущей профессии, тогда как на констатирующем этапе эксперимента 96 % заявляли об утомляемости и тревожности по поводу своего профессионального будущего. Мы делаем вывод о непосредственной связи результатов образования и самочувствия будущих специалистов от сформированности у них опыта самопознания.
Результаты нашего исследования находятся на стадии завершения и частично внедрены в практику вузовского обучения на разных факультетах Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова. Текстуально-диалогическая форма образовательной деятельности, разработанная нами и связанная с формированием у студентов опыта самопознания, включена в процесс изучения некоторых учебных дисциплин. А также такая форма реализуется в условиях работы студентов и преподавателей над проектами. Анализ методов работы со студентами дает нам основание сделать вывод об эффективности разработанной программы формирования у будущих специалистов опыта самопознания.
Научный отдел
Последние новости
ФАС признала фармкомпанию «КРКА» нарушившей антимонопольное законодательство
Организация установила монопольно высокие цены на отдельные дозировки применяемого при повышенном артериальном давлении лекарственного препарата «Ко-Дальнева» Ранее в рамках рассмотрения обращений граждан ФАС Ро
Продолжается набор желающих служить по контракту.
Подробнее узнать о службе по контракту можно по адресу: г. Элиста, 249 (3 этаж) или по телефонам: 3-47-53, 3-47-86.
ФАС раскрыла картель при реализации нацпроетов «Демография» и «Образование» на сумму более 2,8 млрд рублей
Торги проходили на выполнение проектно-изыскательских работ и строительство нежилых зданий на территории города Москвы, Приморского края и Ханты-Мансийского автономного округа Служба признала ООО «Парк Инвест»,
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения