«…Россию поднял на дыбы»
«Царь Петр Алексеевич, правящий ныне, утвердился в намерении просветить свое государство», – писали на страницах европейских журналов тех лет.
«Царь Петр Алексеевич, правящий ныне, утвердился в намерении просветить свое государство», – писали на страницах европейских журналов тех лет. Историк и писатель Н.М. Карамзин считал, что путь, пройденный Россией при Петре I, без него растянулся бы на шесть столетий. И действительно сделанное Петром I и его сподвижниками не поддается даже простому перечислению, масштабы впечатляют! Поэтому мы, согласившись с классиком, и назвали проведенную в научной библиотеке интеллектуальную игру «…Россию поднял на дыбы!». Понятно, что охватить в одной игре все преобразования невозможно, так что мы вместе с ребятами «прошли» по пути лишь некоторых судьбоносных для России событий, но многие из них подтверждают мнение известного историка М.П. Погодина о том, что «нынешняя Россия – есть произведение Петра Великого».
Игра состояла из нескольких раундов. Вопросы выводились на экран, давалась минута на «мозговой штурм», в течение которой студенты, записав ответы на листочках, сдавали их членам жюри. Затем выводился красочно оформленный ответ: на экране, погружая играющих в атмосферу начала XVIII века, мелькали тексты на старославянском языке, морские суда той эпохи, лапти, военные формы рекрутов, кафтаны, парики сподвижников Петра, пышные платья…
Надо сказать, «занудствовать» – это не про нас. Учитывая, что первое знакомство с Петром I и его деятельностью студенты получили еще в школе, мы не задавали вопросов, когда он родился, когда вышел тот или иной указ, что предполагали игроки, судя по отзыву студентов ЭФ, написавших, что ожидали описание каких-либо событий, но тут вопросы больше, цитирую, «на культурный кругозор». Мы, составляя вопросы, учитывали интересные факты из его биографии, которые «расширяли» границы дат из школьных учебников, подчеркивали характер Петра. К примеру, вопрос о создании ВМФ звучал так: «Эта находка 16-летнего царевича вызвала в нем большой интерес к делу, ставшему чуть ли не главной его мечтой, которая 30 октября 1696 года, воплотившись в постановление Боярской Думы «Морским судам быть…», стала датой основания… Назовите, о создании чего вышел в этот день Указ, и находку царевича». А как помните из истории, именно найденный в сарае деда английский ботик пробудил в нем интерес к судам, переросший позже в мечту о создании флота. Этот факт говорит и о его любознательности, вспомните, как он удивлялся и расспрашивал принцип хода судна против ветра, умении ставить цели и достигать их, о том, что создание флота – это долгая работа мысли. В раунде «России новой создатель» мы «спрятали» вопросы, отвечая на которые участники вспоминали или узнавали о создании прокуратуры, Академии наук, факты из биографии Петра, становившиеся толчком к возникновению тех или иных направлений развития государства. К примеру, о его «потешных войсках», из которых впоследствии были сформированы два известных полка – Преображенский и Семёновский – предтеча регулярной армии. Вопрос о тератологии «привел» к Кунсткамере, а о победе, которую Петр называл «в свете неслыханной викторией» стал разгадкой его обращения к солдатам перед Полтавской битвой, поднявшей международный престиж России.
«…Не облизывай перстов и не грызи костей. Зубов ножом не чисти, не зубочисткою. Хлеба, приложа к грудям, не режь. Не чавкай, ако свинья, и головы не чеши», – наставления из первого в России учебника этикета – «Юности честное зерцало», составленного по распоряжению царя, вызвали улыбки ребят, хотя правила прижившиеся, а «всегда время проводи в делах благочестных, а празднен и без дела отнюдь не бывай» – говорят родители чадам, согласитесь, и сегодня. Надо сказать, игра показала, что многое из того времени мы сегодня соблюдаем, используем, развиваем, сами того не зная. Так, «гошпиталь для лечения болящих людей», ставший первым государственным лечебным учреждением, сегодня – Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко Министерства обороны РФ. И сколько вокруг нас того, что «идет от Петра»!
Кстати, как удивилась коллега, «даже Новый год мы празднуем по Петру», а в игре шел разговор, почему и для чего было введено новое летоисчисление. И многомиллионная армия журналистов свой профессиональный праздник – День российской печати, «получила» в подарок благодаря выходу по указу Петра I первой газеты.
Его деятельность охватывала все сферы жизни общества. В России появились другая архитектура, другие продукты, мебель, транспорт, украшения, другой этикет, изменился быт…
Второй раунд с «говорящим» названием «Птенцы гнезда Петрова» – это дань не только исключительному дару царя угадывать таланты, приглашать нужных для дела людей, не обращая внимания на их происхождение, звания и умело их использовать, но и дань уважения к этим людям, много сделавшим для претворения в жизнь его замыслов. Меншиков, Ягужинский, Прокопович, Брюс, Ромодановский, Шереметев, Лефорт и еще немало известных фамилий. Помощников своих он называл друзьями, среди них были люди разных национальностей, в том числе и калмыки. О них шла речь в раунде «Далеких предков имена». Известно, что калмыки – единственный народ, имевший в XVIII веке свою государственность в составе России – принимали участие во всех ее войнах, охраняли ее юго-восточные границы, поэтому мы не могли не говорить о первом правителе Калмыцкого ханства Аюке-хане, к которому Петр I не раз обращался за военной помощью. Другим известным военачальником был Мазан-батыр, участвовавший по распоряжению Аюки-хана с 700-тысячным войском в захвате Перекопской крепости. Он долгое время считался героем фольклора, но доктору исторических наук М.Л. Кичикову удалось по документам Центрального госархива древних актов СССР (сегодня это Российский госархив древних актов) установить его реальное существование. Не менее известный след в истории оставили еще два калмыка той эпохи — М. Сердюков, внесший немалый вклад в развитие гидротехнических сооружений России. Реконструированная им после голландских мастеров Вышневолоцкая водная система служит людям и в наши дни. И Денис Калмыков, получивший фамилию от Петра, автор морских «Генеральных сигналов», использующихся на флоте и сегодня. Карьеру он закончил командиром Кронштадтского порта в звании контр-адмирала.
В раунде «Ассорти» речь шла об ассамблеях, введенных Петром как новая форма досуга подданных, о смысле указа «О привозе диких камней», о связи между прочтением газеты «Ведомости» и обедом в ресторане «Астория». Ребята узнали, что называли во времена Петра самолетом, вспомнили, владея 14-ю ремеслами, каким все же не сумел он овладеть, почему студенты назывались пенсионерами, кому предназначался орден за предательство, отлитый в единственном экземпляре. Сегодня некоторые указы и реформы вызывают улыбку, но в то время они, конечно, были актуальными. Так, смех вызвали вопросы о налоге за бороду, о медали за пьянство. Удивились, что традиция новорожденным девочкам покупать розовые ленты, а мальчикам голубые берет начало с петровского указа об учреждении орденов для новорожденных царской фамилии.
Потом в раунде «Петр I в искусстве» ребята думали – гадали, как связана песня «Я шагаю по Москве» в исполнении юного Н. Михалкова с темой игры. Не всем удалось ответить, что же М. Цветаева назвала «бессмертным подарком России» от Петра I. Звучали фамилии известного режиссера В. Бортко, актера и барда В. Высоцкого, писателя А. Чехова, скульптора Этьена Фальконе, композитора А. Петрова, калмыцких художников О. Кикеева и М. Мошулдаева. А какое оживление вызвал неизменный «участник» наших игр – черный ящик! Он выпадал трижды. Кстати, кофе не назвала ни одна команда и странно, что картофель не угадала только команда аграриев, при этом лишь они и назвали носовой платочек. Описать всю игру, а тем более передать царившую в зале атмосферу невозможно. Один из членов жюри сказал, что и сам бы с удовольствием поиграл. А ребята в своих отзывах написали, что им очень понравилось, чтобы мы чаще проводили такие игры, «и не только про царей», как пожелали ФУПовцы, а они будут с удовольствием участвовать в них. Студенты ИТФ отметили, что узнали «много интересного о Петре I, т.к. в команде были одни иностранцы», а студенты ФПОБ поблагодарили за «организацию игры на высшем уровне и интересные вопросы». Не буду перечислять дальше, все отзывы «тянут» на медаль для библиотекарей.
Все получили удовольствие от игры, не зря провели время – это радует! Первой удалось стать команде ФУП, второе место у команды ИКФВ, кстати, три человека в команде было, в остальных по условиям – 5, третьими стали ребята ФПОБ. Директор научной библиотеки Т.Н. Горяева поблагодарила всех за участие в игре и вручила победителям грамоты, конверты с «белг» и по коробке конфет, а остальным участникам благодарственные письма.
С. Богаева, зав. ОМР НБ
Последние новости
Конференция партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ЗА ПРАВДУ в Элисте
На конференции в Калмыкии избраны делегаты на XIV съезд партии.
День учителя в Калмыкии: Право на досрочную пенсию
Педагоги региона могут воспользоваться льготами по выходу на пенсию.
Гендерное равенство в образовании: достижения и вызовы
Проблемы и успехи в обеспечении равных возможностей для всех в сфере образования.
Промокоды и личные финансы
Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить