07.12.2022

Лирическое предисловие к лекциям

Как в наше время, в век цифровых технологий и перегруженности информацией, читать в вузе лекции по педагогике?

 

Как в наше время, в век цифровых технологий и перегруженности информацией, читать в вузе лекции по педагогике? Какие они должны быть? О чем? Как сегодня надо заходить в аудиторию к студентам и магистрантам? Как общаться с ними, чтобы мы поняли друг друга? Меня не перестают волновать эти вопросы.

Компьютер с загруженными в него мультимедийными программами легко «победит» меня, вузовского преподавателя, в плане передачи более точных и более объемных сведений в той или иной предметной области. Но зачем мне с ним состязаться?! Разве будущим профессионалам нужны лишь информационные массивы и многознание?! Они нуждаются не в «многом» знании, а в самом главном и самом нужном. Еще им требуется живое человеческое общение. И потому педагога не может заменить никакой, даже самый совершенный, компьютер.

На мой взгляд, самая главная проблема, которая сегодня научно и практически еще не отрефлексирована, заключается в смещении акцента с учебной дисциплины на человека, познающего эту дисциплину. Стать подлинным профессионалом можно лишь тогда, когда понимаешь себя как инструмент собственной профессиональной деятельности и когда умеешь управлять собственным профессионально-личностным развитием.

Не проглатывать бездумно все, что предлагают программа, учебник, преподаватель-предметник, а исследовать себя как мыслящего субъекта – на это я, мои аспиранты и коллеги на кафедре технологии и менеджмента профессионального образования КалмГУ стараемся направлять внимание наших студентов и магистрантов. Мы ведем поиск возможностей реализации гуманитарных смыслов образования. Гуманитарность понимается нами как качество «человеческого», которого так не хватает сегодня во всех сферах жизни. Его не надо путать с гуманностью – добрым отношением к человеку. Говоря о гуманитарности, мы говорим о знании человеческой природы, о закономерностях развития сознания и учете всей многомерности человека.

С чего эта гуманитарность начинается и как проявляется, если говорить о конкретном учебном занятии в университете? Ответ на этот вопрос, над которым я много лет размышляла, оказался простым. Поистине гуманитарными будут те лекции или семинары, которые начинаются с моего искреннего интереса к сидящим в аудитории людям. Первое, что особенно заботит меня, связано с возможностью установления контакта. «Встретимся» ли мы сегодня – педагогическая проблема большой важности. Известна ведь ситуация, когда студенты могут делать «умные глаза», глядя на преподавателя, при этом «быть» в своем мире (зачастую в смартфоне-айфоне или в каких-то фантазиях-переживаниях).

«Вы «присутствуете» сейчас здесь?», «Зачем пришли на это занятие?», «Что вы сейчас ощущаете, что чувствуете и о чем думаете?», «Где сейчас ваше внимание?», «Какое качество, важное для своей будущей профессии, вам важно формировать прямо сегодня?» — такие вопросы я часто задаю на своих занятиях. И они не из серии «а поговорить?». Не из праздного любопытства, которое проявляет преподаватель, озабоченный познавательной мотивацией студентов. На них не требуется ответа вслух – они необходимы для побуждения к рефлексивной позиции. Чтобы к человеку приходило осознавание: меня никто не сможет ничему научить, пока я сам не начну учиться.

Кто-то, возможно, поспорит со мной: мол, на психологию личности и всякую там работу с сознанием надо отводить отдельные часы, а на лекциях по конкретному предмету надо заниматься конкретным предметом. Но «кто» (какой мозг и сознание) будет воспринимать этот предмет, если не работать с аппаратом мышления обучающегося? Как подтверждают наши исследования и моя многолетняя профессорско-преподавательская практика, наши студенты и магистранты нуждаются в знании о себе и в понимании собственных структур сознания. И на любой учебной паре всегда можно найти минуты, чтобы внимательно посмотреть в глаза молодым людям и дать им возможность задуматься о смысле жизни. А еще можно успеть передать за эту пару свое отношение к жизни. Когда у преподавателя горят глаза, когда он в ладу с собой и другими, когда понимает и разными способами транслирует, что служит великому делу просвещения людей, когда приглашает своих учеников к познанию – в этом и состоит гуманитарная суть педагогического общения.

При встрече с моими студентами и магистрантами я нередко признаюсь им в моей нескрываемой любови к Калмыкии, давно уже ставшей для меня родной. Не устаю повторять, как мне дорога культура калмыцкого народа. Сейчас, когда я пишу эти строки, как лирическое предисловие к моим лекциям, мне видятся лица дорогих людей… Их имена – Бадма, Кермен, Баатр, Санджи, Очир, Джангр, Алтынай, Данзан, Бегенч, Нюдля, Римма, Софья и другие – звучат для меня как музыка. Благодарю за сотворчество моих коллег Светлану Николаевну Ботову, Тамару Саранговну Хазыкову, Ольгу Алексеевну Краснокутскую, которых я называю моими «калмыцкими сестрами». Благодарю мою талантливую аспирантку Антонину Олеговну Манджиеву, с которой мы не раз проводили интересные консультации по дороге к Одинокому тополю.

Особая благодарность, конечно, ректору Бадме Катиновичу Салаеву – за возможность приобщаться к интересным и масштабным делам нашего постоянно обновляющегося Калмыцкого государственного университета. С благодарностью вспоминаю дорогого Германа Манджиевича Борликова. Благодарю Валерия Андреевича Эвиева, Аркадия Борисовича Панькина, Веру Бадмаевну Манджиеву и всех коллег, с кем разделяю и боль, и надежды нашего непростого времени.

Готовлюсь к новым лекциям… Это будут лекции о человеке в образовании. И я непременно найду время, чтобы рассказать моим студентам и магистрантам о «моей» Калмыцкой Степи. Может быть, прочитаю любимую страницу из романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»:

«Калмыцкая степь! Древнее, благородное создание природы, где нет ни одной кричащей краски, где нет ни одной резкой, острой черты в рельефе, где скупая печаль оттенков серого и голубого может поспорить с титанической цветовой лавиной осеннего русского леса, где мягкие, чуть волнистые линии холмов очаровывают душу глубже, чем хребты Кавказа, где скупые озерца, наполненные темной и спокойной древней водой, кажется, выражают суть воды больше, чем все моря и океаны…

Все проходит, а вот это огромное, чугунное, тяжелое солнце в вечернем дыму, этот горький ветер, полный до краев полынью, не забудутся. А потом, — не в бедности, а в богатстве встает степь…

Вот она весной, молодая, тюльпанная, океан, в котором ревут не волны, а краски. И злая верблюжья колючка окрашена зеленью, и молодые острые шипы ее еще нежны и мягки, не успели окостенеть…

А летней ночью в степи видишь, как галактический небоскреб высится весь, — от голубых и белых звездных глыб фундамента до уходящих под мировую крышу дымных туманностей и легких куполов шарообразных звездных скоплений…

Есть у степи одно особо замечательное свойство. Это свойство живет в ней неизменно, — и на рассвете, зимой и летом, и в темные ненастные ночи, и в светлые ночи. Всегда и прежде всего степь говорит человеку о свободе… Степь напоминает о ней тем, кто потерял ее».

«Моя» Калмыцкая Степь мне, как и герою романа Гроссмана, однажды что-то очень важное и пронзительное рассказала о свободе. И когда я гарцевала по степи на коне (не однажды такое счастье мне выпадало), и когда кланялась тюльпанам, и когда стояла на кургане, вглядываясь в даль, она пела мне голосом ветра свое приветливое «мендут».

Степь, Калмыкия и дорогие сердцу люди помогают мне писать предисловия (да и послесловия) к моим университетским лекциям. Красной строкой и лейтмотивом в них одно слово – любовь. Би чамд дуртав, Хальмг!

 

Светлана Владимировна Белова ,

доктор педагогических наук,

профессор каф. технологии и менеджмента

профессионального образования КалмГУ

 

Последние новости

Сотрудники полиции Калмыкии выясняют обстоятельства ДТП со смертельным исходом

19 апреля, примерно в 3 часа 55 минут, на 303 километре федеральной автодороги Р-216 «Астрахань-Элиста-Ставрополь» 32-летний уроженец Республики Дагестан, управляя автомашиной «Форд-Фокус»,

Ректор КалмГУ провел прием граждан по личным вопросам

Сегодня ректор Калмыцкого государственного университета Бадма Салаев провел традиционный прием граждан по личным вопросам.

Профориентационная встреча на экономическом факультете

Накануне экономический факультет принимал у себя в гостях иностранных слушателей факультета дополнительного профессионального образования.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *