08.03.2024

Независимый общественный мониторинг становится важной инстанцией избирательного процесса   

Эксперт Общественного штаба по наблюдению за выборами в Калмыкии Раиса Дякиева считает выборы важнейшим компонентом в жизни общества, личности, политики государства, которая определяет перспективы развития.

Эксперт Общественного штаба по наблюдению за выборами в Калмыкии Раиса Дякиева считает выборы важнейшим компонентом в жизни общества, личности, политики государства, которая определяет перспективы развития. Она напомнила, что история выборов своими корнями уходит в далекое прошлое: знаменитое римское право наделяло всех свободных граждан Рима широкими правами, в том числе и выборным.   

– Выборы – в пользу интересов каждого и общества. Именно таким тезисом можно определить ключевые цели и задачи доклада НОМ «Общественное наблюдение на выборах Президента России – 2024: инструменты, инфраструктура, практики».     

Несомненно, выборы – освещение выборного процесса и общественное наблюдение – важные элементы современной государственной политики. В фокусе постоянного мониторинга, как на федеральном, так и на региональном уровне, находится весь период подготовки и проведения выборной кампании, деятельность избирательных комиссий, политических партий, кандидатов и других участников избирательного процесса. 

Общественное наблюдение в России — сформировавшийся институт гражданского общества: в докладе НОМ отмечается, что система общественного контроля на выборах в Российской Федерации характеризуется широчайшим охватом: она действует на территории всей страны и является яркой иллюстрацией активности гражданского общества России. А заключение экспертов, находящихся непосредственно на месте событий, позволяет быстро, профессионально и обоснованно реагировать на любые вызовы и угрозы. 

В условиях развития цифровой сферы выборы приобретают новый, абсолютно открытый характер. Так, в рамках наблюдения за выборами 2024 года во многих субъектах будут впервые реализовываться инициативы, касающиеся применения современных средств цифровых коммуникаций, новые формы экспертной работы и общественных дискуссий. Важным при этом является политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия. В ходе избирательного процесса граждане особенно интенсивно усваивают политические нормы и ценности. 

Выборы активно влияют на развитие демократических принципов избирательного права. В числе важнейших такие, как всеобщность – отражением данного тезиса является то, что все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой, национальной принадлежности, или профессиональной принадлежности, уровня доходов, образования, конфессий или политических убеждений, имеют активное и пассивное право на участие в выборах. 

Один из ключевых принципов – равенство, когда каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково независимо от его принадлежности тому или иному человеку. На базе демократических избирательных прав сформировались принципы, характеризующие организацию избирательного процесса. Прежде всего, это наличие выбора, альтернативных кандидатов. Сам термин «выборы» предполагает отбор из различных предложений. В целях политического плюрализма наличие альтернативных кандидатов – важный показатель демократизма выборов. Следующее: состязательность, конкурентность выборов. Различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах, знакомить и убеждать их в правильности и преимуществах своей предвыборной программы, недостатках электоральных платформ конкурентов. Периодичность и регулярность выборов, которые способны служить инструментом демократии при условии, что носители мандатов избираются на определенный не слишком большой срок. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли контролировать своих представителей, предотвращать злоупотребления властью, корректировать политический курс правительства. 

Доклад НОМ в целом дает возможность ознакомиться с требованиями ко всем участникам избирательного процесса. При проведении выборов важно не только предоставить гражданам возможность свободно выразить свою политическую позицию, но и обеспечить соблюдение закона при проведении всех избирательных процедур, представить объективную информацию о ходе избирательного процесса, механизмы защиты избирательных прав граждан. Гарантией этого является регулярная и системная работа по контролю за соблюдением законности и прозрачности основных избирательных процедур, осуществляемая представителями институтов гражданского общества, реализуемая в рамках институтов общественного наблюдения. 

Открытый независимый контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации, ходом голосования и подсчетом голосов, широкое информирование граждан о результатах работы обеспечивает условия формирования атмосферы открытости и доверия, необходимой для укрепления общественного консенсуса, укрепляет электоральный суверенитет страны. 

В целом, гражданским обществом современной России сформирован устойчивый институт, обладающий правами и возможностями для реализации взятых на себя обязательств. Проходящая кампания по выборам Президента Российской Федерации находится в фокусе внимания общественного контроля, начиная с назначения выборов. 

В докладе НОМ рассмотрены основные направления работы общественного контроля на выборах Президента Российской Федерации. Обозначены правовые границы деятельности общественных наблюдателей, представлен инструментарий общественного наблюдения и контроля, отражен масштаб инфраструктуры общественного наблюдения, выделены традиционные формы реализации общественного наблюдения, а также инновационные региональные практики, свидетельствующие о развитии системы электорального контроля в Российской Федерации и ее готовности к предстоящим выборам. 

Таким образом, ассоциация «Независимый общественный мониторинг» становится своеобразным информационно-аналитическим и методическим центром, важной инстанцией для просветительских целей в вопросах избирательного процесса. В докладе в доступной и понятной форме разъяснены права всех участников выборной кампании. Даны четкие пояснения также для наблюдателей: что вправе он делать, что не вправе. 

В результате совместных усилий общественников, электоральных экспертов, представителей институтов гражданского общества удалось обеспечить регулярную и системную работу общественного наблюдения и контроля за выборами. В своей работе она опирается на широкие возможности, предоставляемые российским законодательством, инструменты и практики, выработанные наблюдателями за годы работы. В ходе президентских выборов общественное наблюдение охватывает все этапы избирательной кампании, активно развивается во всех 89 субъектах Российской Федерации, демонстрирует стремление к применению как уже зарекомендовавших себя средств, так и наиболее инновационных практик, – прокомментировала эксперт.  

Фото: сайт dzen.ru

Последние новости

«Россети Юг» обеспечили электроэнергией 250 новых потребителей в Калмыкии

В I квартале 2024 года филиал «Россети Юг» – «Калмэнерго» исполнил 250 договоров на технологическое присоединение суммарной мощностью более 2,4 МВт.

В столице Калмыкии пациентов осмотрели онкологии из Ростова-на-Дону

Специалисты Волгоградского медуниверситета и НМИЦ онкологии из Ростова-на-Дону провели в Элисте выездные приемы пациентов.

Развитие инфраструктуры онкологической службы Калмыкии будет продолжено

Программа «Модернизация первичного звена здравоохранения в РФ» будет продолжена.

Card image

Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *